Инкунабулы. Инкунабулы - это что такое? Что такое инкунабула определение

Инкунабула (от лат. incunabula - колыбель, начало) - книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100-300 экземпляров. Термин впервые употреблён Бернардом фон Малинкродтом в 1639 году в памфлете «De ortu et progressu artis typographicae» («Развитие прогресса типографического искусства») и закрепился в XVIII веке. Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев. Наиболее известными издателями инкунабул были:

* Альбрехт Пфистер из Бамберга
* Гюнтер Цайнер из Аугсбурга
* Иоганн Ментелин из Страсбурга
* Уильям Кекстон, работавший в Лондоне и Брюгге.

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя, изданная Антоном Кобергером.

Инкунабулы интересны как предшественники современного книгопечатания и издательской деятельности. Приведя эпоху рукописных книг, или манускриптов, к завершению, инкунабулы задали образец для современных книг. Величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Ныне в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания. Многие исследователи склонны считать, что недавно открытый Требник Констанс, три копии которого известны, опередил Библию Гутенберга на три или четыре года. Для первых инкунабул характерен утяжеленный рисунок шрифта, грубые бумага и переплеты. Но уже к концу 15 в. стали использоваться более утонченные шрифты. Многие специалисты считают самым красивым изданием эпохи Возрождения Гипнэротомахию Полифила (Hypnerotomachia Poliphili) Франческо Колонны, изданную в 1499 с иллюстрациями в типографии Альдо Мануччи. Среди первых инкунабул - Индульгенция папы Николая V (1455), Бенедиктинская псалтырь (1459), Католикон Иоганна Бальба, а также Донат, Сенека, Цицерон и другие античные авторы. В раннепечатный период книги выходили исключительно на латыни. Ближе к концу 15 столетия появились издания на живых языках, древнегреческом (в 1479) и древнееврейском. Тематически они очень разные - математика, медицина, астрология, музыка, путешествия и право. Что касается характерных черт инкунабул, то издательская марка была введена в Кёльне Иоганном Келхоффом Старшим (ум. ок. 1493), цветную печать изобрел Петер Шёффер (ок. 1425 - ок. 1505), а позднее - Эрхард Ратдольт (ок. 1442-1528); нечто подобное современным титульным листам впервые появилось у Шёффера. Цветные инициалы (иногда их исполняли от руки) - пережиток рукописных средневековых книг. Инкунабулы на старославянском языке, набранные кириллицей, печатались Ш. Феолем в Кракове, Макарием в Цетине и Ф. Скориной в Вильнюсе и Праге. Инкунабул русского происхождения нет, так как первые печатные книги появились в России только в середине 16 в.

Богатыми собраниями инкунабул обладают библиотека Ватикана, Библиотека Конгресса, Британский музей, Национальная библиотека в Париже, Бодлианская библиотека Оксфордского университета, библиотеки Пирпонта Моргана и Г.Э.Хантингтона. Ценные инкунабулы хранятся в других библиотеках. Разрушительное землетрясение и последовавший за ним пожар в Сан-Франциско привели к гибели коллекции Сутра из 4000 инкунабул в 1906; много инкунабул погибло при пожаре старой библиотеки Гарвардского университета. Идентификация и каталогизация инкунабул требуют от коллекционеров и библиотечных работников глубоких знаний. Среди источников, помогающих установлению инкунабул, можно назвать немецкий Сводный каталог инкунабул (Gesamtkatalog der Wiegendrucke, 8 тт., 1925-1940, переработанное издание выходит с 1968), Каталог книг, напечатанных в 15 в., ныне находящихся в Британском музее (Catalogue of Books Printed in the 15th Century Now in the British Museum).

Самыми большими собраниями инкунабул располагают:

* Баварская государственная библиотека (19900)
* Британская библиотека (12500)
* Французская национальная библиотека (12000)
* Ватиканская апостольская библиотека (8000)
* Австрийская национальная библиотека (8000)
* Штутгартская государственная библиотека (7076)
* Российская национальная библиотека (7000)
* Библиотека Хантингтона в США (5600)
* Библиотека Конгресса США (5600)
* Бодлианская библиотека (5500 в 7000 копиях)
* Российская государственная библиотека (5300)
* Библиотека Кембриджского университета (4600)
* Библиотека Джона Райланда (4500)
* Берлинская государственная библиотека (4400)
* Ягелоньская библиотека в Кракове (3671)
* Гарвардский университет (3627 в 4389 копиях)
* Йельский университет (3525)
* Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского (524)

Периодически в каталогах антикварных магазинов и аукционов, а также в книгах художественной литературы встречается слово "инкунабулы". Это, если дословно переводить с латинского, «начало» или «колыбель». Но в современном толковом словаре так обозначаются книги, напечатанные до конца пятнадцатого века. Что же отличает их от остальных старинных книг? Почему они такие ценные? Разберемся по порядку.

Самая первая печатная книга в истории

Инкунабулы - это, конечно, старинные книги. Но в истории существуют и более древние печатные экземпляры. Считается, что первым подобным изданием была китайская «Алмазная Сутра». Известна даже точная дата ее появления - 11 мая 868 года нашей эры. Авторство приписывают некоему мастеру Ван Чи (или Цзе), который взялся печатать книгу, переведенную с санскрита на его родной язык группой буддийских монахов.

Она представляет собой тонкую брошюру (по современным меркам) в виде свитка, состоящую всего из шести листов и одной иллюстрации, изображающей Будду. Процесс изготовления длился очень долго, так как мастер сам, вручную, вырезал штампы с иероглифами и обжигал их в печи. Учитывая количество знаком в работа была поистине колоссальная. Кроме того, глина была достаточно хрупкая, и штампы часто приходилось переделывать, что тоже отнимало время. Но упорство и кропотливость позволили Ван Чи закончить свой труд.

Впоследствии (уже в двадцатом веке) книга была приобретена венгерским археологом и путешественником Стейном Аурелем у даосского монаха, который присматривал за библиотекой древних рукописей в пещерах Могао. Там же было обнаружено более 20 тысяч ксилографических книг, описывающих историю Китая, популярные науки, религиозные тексты и сборники фольклора. Сейчас эти памятники древности хранятся в Национальной библиотеке. Они оцифрованы, чтобы каждый желающий смог их прочесть.

История создания инкунабул

Инкунабулы - это книги переходного периода между рукописями и массовой штамповкой. Все началось в сороковых годах пятнадцатого века, когда Гуттенберг изобрел свой станок, разработал к нему специальную краску, набор шрифтов и другие приспособления.

Первое время инкунабулы были похожи на рукописные книги. Ведь сохранялся готический шрифт, отделка заглавных букв и рисованные иллюстрации. Постепенно начали использовать гравюры из меди, которые были куда прочнее глиняных штампов и позволяли сделать большее число копий. Титульного листа в книгах не было, все необходимые сведенья о печатнике, авторе и времени создания указывались в конце текста, и только в конце пятнадцатого века они переместились вперед.

Сам термин «инкунабула» появился только полтора века спустя от начала книгопечатанья в работе Бернарда фон Малинкродтома «О развитии искусства типографии». Любопытен тот факт, что библиофил выбрал произвольную дату - 31 декабря 1500 года, чтобы разделить период создания инкунабул и других печатных книг.

Самые большие собрания инкунабул

Инкунабулы - это чрезвычайно ценные памятники старины. Они не только хранят историю, но и сами по себе являются историей: материалы, чернила, шрифты, оформление рисунков - все отражает искусство своего времени. Иметь такую книгу в частной коллекции или в публичных музеях и библиотеках большая удача. Существуют даже целые коллекции.

Наиболее обширным количеством инкунабул обладает Баварская государственная библиотека. Здесь собрано около 20 тысяч экземпляров. Следом за ней идут британская французская, ватиканская и австрийская библиотеки, в которых хранится почти по 12 тысяч книг. Ведущие библиотеки США могут похвастаться только пятью тысячами подлинных инкунабул, и их качественными копиями. В Великобритании и Германии имеется около 3 тысяч книг.

Большинство из имеющихся в открытом доступе экземпляров были изданы на латыни, но есть также на английском, голландском, греческом и французском языке. Их покупали врачи, ученые, адвокаты, зажиточные дворяне и служители культов.

Есть ли инкунабулы в российских библиотеках?

В Российской национальной библиотеке находится одно из самых удивительных собраний книг. Инкунабулы занимают в нем не последнюю роль, так как согласно информации об официально зарегистрированных экземплярах, российская коллекция - крупнейшая в мире.

Начало ее было положено в библиотеке Залусских, которую вывезли из Варшавы в Российскую империю в 18-м веке. Расширение коллекции происходило за счет скупки книг у частных лиц, а также на международных аукционах.

Чаще всего среди инкунабул встречаются экземпляры немецких и итальянских типографий, реже - Франции и Голландии. Единичные книги в коллекции приехали из Испании, а образцов книгопечатанья из Туманного Альбиона нет совсем.

Готический шрифт постепенно сменялся более простыми видами, так как необходимо было изготавливать большое количество штампов, и времени на создание заготовки и отлив оставалось все меньше. Более поздние экземпляры уже оформлены скромнее, чем первые инкунабулы.

Самые известные инкунабулы

Книг, изданных в Европе от начала книгопечатанья, со временем накопилось в таком количестве, что появилась необходимость в их учете. Первые каталоги возникли в 19-м веке в Германии и Великобритании.

Одной из первых напечатанных Гуттенбергом книг, помимо Библии, был «Донат». Это учебник по латинскому языку, по которому учились все знатные и богатые люди в средние века. Но до нашего времени целых экземпляров не сохранилось, все 365 копий книги сильно фрагментированы.

Помимо учебников, в пятнадцатом веке часто издавали труды великих ученых, таких как Страбон, Плиний, Птолемей и другие. Это позволяло популяризировать естественные науки и повышать образованность общества.

И до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100-300 экземпляров.

Описание и история

История термина

Термин впервые употреблён Бернардом фон Малинкродтом в 1639 году в памфлете «De ortu et progressu artis typographicae» («О развитии и прогрессе искусства типографии») и закрепился в XVIII веке. Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзац ев.

Известнейшие издатели инкунабул

Наиболее известными издателями инкунабул были:

  • Альбрехт Пфистер из Бамберга
  • Гюнтер Цайнер из Аугсбурга
  • Иоганн Ментелин из Страсбурга
  • Уильям Кекстон, работавший в Лондоне и Брюгге.

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя, изданная Антоном Кобергером.

Каталогизация инкунабул

В XIX веке появились первые каталоги инкунабул. Исчерпывающим каталогом такого рода является «Gesamtkatalog der Wiegendruck», закомпилированный Государственной библиотекой в Берлине. Также имеет значение каталог инкунабул «Incunabula Short-Title Catalogue» Британской библиотеки . Инкунабулы, хранящиеся в библиотеках Литвы, описаны в каталоге Ноюса Фейгельмана «Lietuvos inkunabulai» (Вильнюс, 1975).

Инкунабулы в российских библиотеках

В Российской национальной библиотеке также наличествует коллекция инкунабул - одна из крупнейших в мире, согласно официальному сайту библиотеки. Начало собранию инкунабул было положено созданием знаменитой библиотеки Залусских, вывезенной из Варшавы в конце XVIII века. В дальнейшем коллекция многократно пополнялась - как путем приобретения частных библиотек (например, библиотеки графа Петра Корниловича Сухтелена в 1836 году), так и отдельными покупками, в том числе и на международных аукционах.

Перечень библиотек с собраниями инкунабул

Самыми большими собраниями инкунабул располагают:

  • Баварская государственная библиотека (19900)
  • Французская национальная библиотека (12000)
  • Австрийская национальная библиотека (8000)
  • Штутгартская государственная библиотека (7076)
  • Российская национальная библиотека (7000)
  • Библиотека Хантингтона в США (5600)
  • Библиотека Конгресса США (5600)
  • Бодлианская библиотека (5500 в 7000 копиях)
  • Российская государственная библиотека (5300)
  • Библиотека Кембриджского университета (4600)
  • Библиотека Джона Райланда (4500)
  • Берлинская государственная библиотека (4400)
  • Ягеллонская библиотека в Кракове (3671)
  • Гарвардский университет (3627 в 4389 копиях)
  • Йельский университет (3525)

Инкунабула (от лат. incunabula - колыбель, начало) - книги или отдельные листы, отпечатанные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года.

Принято выделять два типа инкунабул: ксилографические и типографические, хотя, по мнению некоторых исследователей, только созданные типографическим способом издания могут называться инкунабулами.

По оценкам, всего было выпущено порядка 40 000 инкунабул (из них ок. 30 000 составляют книги), а сохранилось приблизительно 500 000 экземпляров.

При рассмотрении инкунабул становится ясным, что Гутенберг и другие первые печатники не рассматривают то, что они делают, как качественно новую ступень развития книжного дела. Вместо этого они рассматривают печать как более быстрый способ копировать, и стараются сделать печатную книгу как можно более похожей на рукописную.

Майнцский псалтырь. Издание Фуста и Шёффера

Ранние печатные книги испытывают сильное влияние культуры манускриптов: в тексте оставляются места для иллюстраций, которые в последующем должны создать иллюминаторы, пропускаются заглавные буквы, их оформлением должны были заняться рубрикаторы.

Шрифты для печати создаются максимально похожие на рукописные, и в рисунках шрифта необходимо было воспроизвести хотя бы простейшие каллиграфические приемы писцов.

Это требовало неоднократных отливок в разных вариациях одних и тех букв. Так, в изданиях Гутенберга можно встретить от 150 до 300 шрифтовых знаков, хотя в латинском алфавите всего около 25 строчных и, соответственно, столько же прописных букв.

Около половины дошедших до нас инкунабул отпечатаны на пергаменте, что косвенно подтверждает стремление первопечатников придать больше "серьёзности" и сходства с манускриптами своим книгам

Нужно заметить, что первоначально печатные книги были отрицательно восприняты церковью. Этому есть вполне обыденное объяснение – печать подрывала монополию монастырских скрипториев на производство религиозной литературы. Печатные Библии продавались плохо, поскольку приобретение их для церквей зависело, опять же, от духовенства.

По легенде, Иоганн Фуст ездил в охваченный чумой Париж, чтобы сбывать печатные Библии, уверяя, что они защищают от чумы. Это, однако, не помешало ему самому заразится и умереть. Подтверждений легенды нет, но сам факт её существования наглядно показывает отношение к первым печатным Библиям, и на что приходилось идти ради сбыта.

Печатники возвращаются к изготовлению светской книги: философской, юридической, учебной, бытовой литературы. Так, одна из первых печатных книг Гутенберга - латинская грамматика Доната, также печатаются календари, воззвание о походе христиан против турок 1454 года - для возвращения взятого войсками Магомета II в 1453 году Константинополя, папские индульгенции (католические грамоты об отпущении грехов, продававшиеся за деньги). В тексте индульгенций оставлены пустые места для вписывания имен грешников, недорого покупавших приобретением этих бумажек место в раю.


И всё же величайшим сокровищем среди редких инкунабул является 42-строчная Библия Гутенберга (1456). Сейчас в мире насчитывается ок. 40 экземпляров этого издания.

Большинство ранних изданий было на латинском языке, но ближе к концу столетия появились издания как на живых языках, так и на древнегреческом (в 1479) и древнееврейском.