Проходит ли гиперкинетический синдром у детей. Гиперкинезы у детей. Лечение гиперкинезов у детей

По некоторым данным, гиперкинетический синдром наблюдается у 3-8% детей, причем у мальчиков в пять раз чаще, чем у девочек. Гиперкинетический синдром - расстройство поведения у детей, которое также называют синдромом детской гиперактивности с дефицитом внимания.

Причины гиперкинетического синдрома

До конца не изучены, и на настоящий момент существует несколько теорий. Основной из них считается наличие некоторой мозговой дисфункции, вызванной замедленным развитием регулирующих структур головного мозга. Считается, что по мере развития этих структур проявления синдрома ослабевают, и к 12-20 годам поведение полностью нормализуется.

С другой стороны, исследования показали, что нарушения поведения могут проявляться у детей как с дисфункцией, так и без нее. А эксперименты на животных выявили отличия в составе нейромедиаторов, продуцируемых в мозге и отвечающих за суждения, контроль, тревожность и импульсивность.

Существует : при обнаружении этого синдрома у одного ребенка, вероятность того, что у его братьев и сестер проявится это же заболевание, составляет 92%.

Симптомы гиперкинетического синдрома

Симптомы синдрома детской гиперактивности с дефицитом внимания можно разделить на три группы:

  1. невнимательность,
  2. импульсивность,
  3. повышенная активность.

Поведения ставится, если данные симптомы проявляются не менее шести месяцев и не соответствуют нормальному уровню развития ребенка определенного возраста.

Невнимательность у ребенка со СДВГ

  • Ребенок не может сосредоточиться на деталях, часто делает ошибки в школьных заданиях из-за невнимательности и торопливости (пропуск букв в словах, орфографические ошибки, несоблюдение правил).
  • Ребенку сложно удерживать внимание на одном и том же виде деятельности, будь то игра или урок.
  • Он часто не слушает и отвлекается, даже когда обращаются к нему непосредственно.
  • Ребенок не выполняет указаний, не может довести работу до конца (не потому что не понимает, что от него хотят, или из чувства противоречия).
  • Не любит и старается избегать задач, требующих сосредоточенного внимания и умственных усилий.
  • Часто теряет вещи.
  • Легко отвлекается от того, что делает, становится забывчив даже в простых и привычных делах.

Импульсивность

  • Часто начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди в игре или на занятии.
  • Часто прерывает и перебивает других.

Гиперактивность

  • Ребенок постоянно вертится на месте, не может сидеть спокойно, что-то крутит в руках, двигает ногами.
  • Часто вскакивает с места, например во время уроков.
  • Бегает, куда-то забирается в ситуациях, когда это недопустимо (в общественных местах, в школе).
  • Не может долгое время играть или заниматься в тишине.
  • Много и быстро говорит.

Симптомы невнимательности наиболее выражены в возрасте восьми-девяти лет и зачастую могут оставаться на всю жизнь, однако с возрастом становятся менее заметны.

Развитие гиперкинетического синдрома

Гиперактивность обычно проявляется в возрасте пяти лет и достигает пика к семи-восьми годам. По мере взросления ребенка выраженность симптомов ослабевает и исчезает к двадцати годам.

Импульсивность, как правило тесно связанная с гиперактивностью, также наиболее сильно проявляется в 7-8 лет, однако может сохраниться и во взрослом возрасте, что способно привести к поведению, связанному с риском.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок, если он здоров и выспался, - активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда - особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям вообще свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на целый месяц.

Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь « фасад » в виде беспокойства и излишней активности. Те состояния, в которых чрезмерная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания, также их называют гиперкенетическим или гипердинамическим синдромом. А таких детей называют гиперативными или «шустриками». Что же это за нарушение?

«Активный » - от латинского « activus » - деятельный, действенный.

«Гипер» - от греческого « Hyper » - над, сверху - указывает на превышение нормы. Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

Большинство исследователей выделяют три блока проявления гиперактивности (Шевченко Ю.С., Заваденко Н.Н.): дефицит внимания, повышенная двигательная активность, импульсивность. Проявления «гиперкинетического синдрома» можно разделить на две группы:

1. Первичные нарушения:

    сочетание чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательностью;

    недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

    тенденция к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения, начатого до конца;

    хаотичная, недостаточно контролируемая двигательная активность;

    раннее проявление (отклонения проявляются в первые пять лет жизни).

2. Вторичные нарушения:

    импульсивность, агрессивность;

    нарушение правил;

    снижение познавательных способностей;

    трудности во взаимоотношениях со сверстниками;

    заторможенность в развитии двигательных навыков и речи;

    демонстративное, асоциальное поведение;

    чувство страха, тревога, негативизм;

    низкая самооценка.

Также у таких детей проявляются поведенческие особенности:

    беспокойство (69,7 % детей);

    невротические проявления (69,7 %);

    нарушения сна (46,3 %);

    нарушение аппетита (35,9 %);

    навязчивые движения.

Гиперактивность проявляется с первых дней жизни: повышенный мышечный тонус, чувствительность к раздражителям, капризы, возбудимость и т.д. Пики проявления синдрома: в 1-2 года, в 3 года, в 6 - 7 лет. Синдрому более подвержены мальчики. Это обусловлено более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов.

Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. В настоящее время выделяют три основных блока причин возникновения гиперактивности:

        генетические факторы (57 %);

        повреждения ЦНС плода во время беременности и родов (84 %);

        психосоциальные воздействия (63 %).

Точная диагностика этого состояния не так проста т.к. всем детям свойственна высокая двигательная активность, а внимание у детей становится относительно устойчивым лишь к 4 - 5 годам. Следует иметь в виду, что данный синдром часто встречается в рамках задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомов синдрома на протяжении не менее 6 месяцев. Симптомы должны проявиться до 7 лет и сопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз может только врач.

Диагностика гиперактивности должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей и анкетирования педагогов.Наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлениям:дефицит внимания; гиперактивность; импульсивность.

Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов:

      Шести или более из перечисленных симптомов невнимательности и гиперактивности, которые проявляются на протяжении 6 и более месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

      Трех или более из перечисленных признаков импульсивности.

      Симптомы возникают в возрасте ребенка до 7 лет.

    Проблемы, обусловленные симптомами, возникают в двух или более видах окружающей обстановке (дома и в детском саду).

    Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или обучении.

Представим симптомы дефицита внимания:

    Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в обучающих заданиях и других видах деятельности.

    Ребенок нуждается в тихой спокойной обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

    Складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.

    Ребенок не заканчивает то, что начал.

    Испытывает сложности в организации самостоятельной деятельности.

    Ребенок избегает, выражает недовольство, сопротивляется выполнению заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения.

    Часто теряет вещи.

    Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    Часто переспрашивает.

Симптомы гиперактивности:

    Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; сидя на стуле вертится, крутится.

    Может встать с места в тех ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

    Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, лезет на мебель.

    Все делает с шумом.

    Чрезмерно болтлив.

    Ребенок все время что-то делает.

    Чаще бегает, чем ходит.

Симптомы импульсивности:

    Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

    С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    Выкрикивает на занятиях, мешает другим.

    Ребенок чрезвычайно возбудим.

    Задевает других детей.

Охарактеризуем направления психологического сопровождения гиперактивных детей в условиях ДОУ. Синдром гиперактивности - патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: медицинской, психологической,

педагогической. Психологическое сопровождение заключается в комплексном воздействии на ребенка разных специалистов: врача, психолога, педагогов и конечно родителей. Все вместе они создают индивидуальную коррекционную программу помощи гиперактивному ребенку.

Врач, наблюдающий за ребенком, устанавливает диагноз, разъясняет родителям причины возникновения гиперактивности, назначает необходимое медикаментозное (препараты: снижающие двигательную активность; позволяющие быть более внимательным; помогающие лучше воспринимать и перерабатывать информацию) и не медикаментозное лечение (траволечение, массаж, ванны с солями, ароматерапия).

Психолог, также проводит с родителями разъяснительную работу, объясняя, что необычность поведения их ребенка - не результат дурного характера или неподходящего темперамента, не упрямство, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка по трем направлениям: развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательный контроль); отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом.

Педагог осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Родители, обеспечивают общий эмоционально - нейтральный фон развития и обучения ребенка. Отслеживают эффективность проводимого лечения.

Первая группа - изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    помните, что поступки детей не всегда умышленны;

    проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, избегайте чрезмерной мягкости и завышенных требований к ребенку;

    сдерживайте свои бурные реакции, когда вы недовольны поведением ребенка;

    избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    выслушивайте до конца то, что хотел сказать ребенок;

    не связывайте негативную форму поведения ребенка с его личностью, постоянно внушайте ему, что вы его любите;

    все старания ребенка надо сразу поощрять;

Вторая группа - изменение психологического микроклимата в семье:

    уделяйте ребенку каждый день достаточно внимания;

    проводите досуг всей семьей;

    не допускайте ссор в присутствии ребенка;

Третья группа - организация режима дня и окружающей среды;

    постарайтесь выделить для ребенка « собственную территорию » для игр и занятий;

    организация жизни должна действовать успокаивающе, меньше раздражителей;

    определите для ребенка круг обязанностей и следите за его выполнением;

    установите твердый распорядок дня для всех членов семьи;

    показывайте ребенку, как нужно работать не отвлекаясь;

    избегайте больших скоплений людей и шумных игр;

    помните, что переутомление ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

    друзей желательно иметь не много и не гиперактивных;

    для выработки усидчивости, приучайте ребенка играть в тихие игры;

    помните, ребенок может делать только одно посильное ему задание, инструкции должны быть четкими и короткими;

Четвертая группа - особая поведенческая программа.Необходимо следовать определенной системе поощрений и наказаний, она должна быть обширной и гибкой. Можно использовать знаковую или бальную систему, вести дневник самоконтроля.

1. Изменение окружения:

    изучите нейропсихологические особенности детей;

    работу с гиперактивными детьми стройте индивидуально, всегда держите его перед глазами;

    включайте физминутку в каждое занятие;

    разрешайте гиперактивному ребенку вставать каждые 20 минут;

    направляйте его двигательную энергию в полезное русло: раздать карандаши, принести книгу и т.д.;

    предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью.

2. Создание положительной мотивации на успех:

    введите знаковую систему оценки;

    хвалите ребенка за малейшие достижения;

    избегайте завышенных или заниженных требований;

    используйте элементы игры и соревнования;

    давайте задания соответствующие возможностям ребенка;

    большие задания разбивайте на последовательные части, контролируйте выполнение каждой из них;

    создавайте ситуации, в которых ребенок может показать себя экспертом;

    игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

    стройте процесс обучения на позитивных эмоциях;

    помните, с ребенком легче договориться, чем сломить его.

3. Коррекция негативных форм поведения:

    регулируйте взаимоотношения со сверстниками;

    обучайте социальным нормам и навыкам общения;

    применяйте позитивный физический контакт (возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе).

4. Регулирование ожиданий - объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, а улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного последовательного отношения к ребенку.

При соблюдении необходимых условий и учете индивидуальных особенностей гиперактивных детей, деятельность с ними будет более эффективна, а их поведение более адекватно.

М.П. Кузьмичева

АГРЕССИВНОСТЬ – ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наше время агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.

Агрессивное поведение нередко приносит ощутимые результаты, т.е. человеку удается силой отстоять свои интересы и заставить других подчиниться, но в долговременном плане это тупиковый путь. Агрессивный человек, в конце концов, оказывается одиноким, окруженным страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хочет, чтобы его ребенок рос беспомощным и зависимым, Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают. Конечно, ребенок должен уметь за себя постоять, Но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошел, привычно приняв боевую стойку.

К сожалению, на мой взгляд, в последнее время агрессивных детей становится больше. По моим наблюдениям ребята все чаще не умеют отстаивать свои интересы, в споре не способны находить адекватные аргументы, поэтому кричат, отнимают спорную вещь, ругаются, хитрят, плачут. Такие дети не умеют проигрывать, а если это случается, злятся, обижаются, отказываются от игры, при этом неудачи надолго выбивают их из колеи. Педагогам известно, чтобы лучше узнать ребенка, нужно понаблюдать за его игрой. В игре ребенок воспроизводит те отношения, в которых, он живет, в игре раскрываются страхи и мечты ребенка. Многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей.

С одной стороны - это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно западных) более успешны, могущественны и поэтому более привлекательны для ребенка. Они очень активны, с ними происходит много интересного, они всегда находятся в гуще событий. Даже профессиональные актеры признают, что злодеев играть интереснее. С другой стороны, для многих детей роль отрицательного персонажа в игре – это возможность попробовать побыть плохим, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в жизни. Но если ребенок всегда предпочитает роли злодеев, а его поведение в игре почти ничем не отличается от поведения в реальной жизни, это не может не насторожить.

Конечно, огромную роль на формирование детских предпочтений, формирующих взаимоотношение дошкольников со сверстниками, играет телевидение, журналы, компьютерные игры. Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации, оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают особенно часто. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как и преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно усиливает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессором, не уподобляясь им. Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики – ребенок тоже их полюбит. Часто, приходя в д/сад, ребенок с порога начинает рассказывать сюжет фильма, который он посмотрел накануне. Из сбивчивого рассказа понимаешь, что данный боевик явно не рекомендован для семейного просмотра ни по содержанию, ни по времени, в которое он шел. Увлеченные родители, к сожалению, порой совершенно не задумываются, что такие фильмы травмируют психику и сознание ребенка.

Один мальчик рассказывал мне, как он с папой, сидя у компьютера, развлекался игрой, где зарабатывались баллы в виде денег за каждого убитого солдата. Хочется верить, что это не типичный случай для большинства родителей, но не ошибусь, если скажу, что для некоторых (особенно пап) увлечение жестокими зрелищами в присутствии детей стало нормой. К сожалению, часто родители не считаются с возрастными особенностями и нравственными потребностями ребенка, забывают, что жизненные устои формируются и закладываются в семье. Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, можно противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.

Есть и другая проблема семейного воспитания. Если в семье, особенно со стороны матери, ребенку недостает любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители обычно не реагируют, принимая их как должное, а вот на агрессивные поступки ребенка, которые нарушают их собственное состояние или каким-то образом затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Ребенок может быть наказан, ему может быть обидно и больно, но он привлек к себе внимание взрослых (причем ребенок это не осознает) и постепенно родители сами закрепляют негативное поведение детей. Кроме того, дети, во время наказания тоже переживают гнев (и по отношению к родителям, и по отношению к себе), который приводит к ответной агрессии. Не видя ласки, сочувствия, сопереживания к себе, дети из таких семей не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности.

Таким образом, совершенно очевидно, что для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви способствует более успешному развитию ребенка. Необходимо быть последовательным в своих действиях к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Требования к детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от него ждут. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не приносит выгоды. Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. – он будет так же вести себя с другими детьми. Чем будет больше агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: обращать особое внимание на игры ребят, быть готовым выслушивать ребенка, следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если он судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова.

Характерно, что дети из тех семей, где царят ровные, доброжелательные отношения, где родители способны учитывать происходящие в ребенке перемены и здраво реагировать на них, как правило, не склонны к агрессии. Так что, какой бы объяснительной гипотезе мы не отдали предпочтение, вывод достаточно ясен. Агрессивность – это болезнь не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет. Верно сказано: «Нам не дано улучшить ту семью, в которой мы выросли, но нам по силам улучшить ту семью, в которой растут наши дети. Любой педагогический совет может быть лишь комментарием к этому девизу.

На российском рынке. Психология ... актуальной ? Что такое научный потенциал? Какими обстоятельствами обусловлена необходимость нового подхода к проблеме ...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (10)

    Документ

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Орский... практической конференции по актуальным проблемам образования в школе и... природе большая редкость. Известный российский психолог В. Д. Шадриков отметил в...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (2)

    Научно-методический журнал

    ...) Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Орский гуманитарно... Сударчикова Л. Г. К проблеме доформирования эмоциональной сферы социально... музыкой. Актуальное развитие отечественной психологии подтвердило...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (6)

    Документ

    ... Актуальные проблемы региональной истории Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ... П. Тугаринова, М. С. Когана, А. Г. Спиркина и др.; психологов Л. С. Выготского, К. К. Платонова, А. В. Петровского, Л. ...

  • Гиперкинетический синдром характеризуется наличием гиперкинезов, которые, как правило, обусловлены поражением подкорковых ядер, вызывающих повышенную реактивность коры прецентральной извилины. Деление гиперкинезов на органические и функциональные имеет относительное значение. Как правило, большинство гиперкинезов усиливается при волнении и точных движениях. Н. К. Боголепов выдвигает следующие основные виды гиперкинезов.

    Дрожание верхних конечностей или только пальцев кистей, которое обусловлено патологическим процессом в организме. Наиболее типичным является паркинсоновское дрожание, которое объясняется выпадением тормозящего влияния бледного шара.

    Наследственное дрожание (эссенциальное идиопатическое дрожание - «трясение»). Детально описано Н. С. Давиденковым в 1958 г. Наблюдается чаще у лиц пожилого возраста, иногда у детей. Дрожание начинается с верхних конечностей, затем распространяется на мышцы шеи (тремор головы). Вначале проявляется только при волнении, в дальнейшем становится постоянным. Дрожание головы типа «да-да» или «нет-нет» происходит несколько медленнее, чем в пальцах.

    Дрожание пальцев кистей при хронических интоксикациях проявляется в виде мелкого тремора.

    Дрожание верхних конечностей как один из основных признаков при тиреотоксикозе. Дрожание усиливается при вытягивании их вперед и разведении пальцев. Нередко наблюдается дрожание век, высунутого языка, иногда тремор охватывает все туловище.

    Интенционное дрожание характеризуется тем, что проявляется во время движения. Возникает при поражении мозжечка и его связей.

    Осцилляторное дрожание наблюдается при гепато-лентикулярной дегенерации, вызывается в покое или при определенных формах движения, нередко сопровождается ригидностью и сочетается с хореоатетозом и торсионным спазмом. Некоторые авторы называют его статическим.

    Хореатические гиперкинезы проявляются в виде быстрых сокращений различных групп мышц лица, туловища, конечностей. Движения имеют характер жестикуляции и гримас. Для данного гиперкинеза характерны аритмичность, разбросанность, беспорядочность, нелокализованность движений, усиление их при волнении и исчезновение во время сна. Они сочетаются с гипотонией мышц и особенно резко выражены в мышцах лица. Часто наблюдаются при поражении полосатого тела. В тех случаях, когда хореический гиперкинез охватывает половину тела, говорят о гемихорее, которая может возникать как при непосредственном поражении скорлупы и хвостатого ядра, так и в тех случаях, когда они поражаются вторично при нарушении корково-подкорковых связей.

    Гемибаллизм характеризуется быстрыми вращательными «бросковыми», размашистыми движениями, чаще в проксимальных отделах конечностей, возникающими на стороне, противоположной поражению овального тела или его связей. При этом движения выполняются с большой силой, их трудно или невозможно прекратить.

    Торсионный спазм (торсионная дистония или прогрессирующая лордотическая дисбазия) представляет собой своеобразный гиперкинез туловища и конечностей, носит семейный характер. Характеризуется появлением, часто в молодом возрасте, тонических судорог в мышцах шеи, верхних конечностей позвоночного столба и др. В дальнейшем тонический спазм распространяется на туловище, нарушается походка. При произвольных движениях появляется вычурная или неестественная поза с вращением туловища в сторону. Существенное значение имеет патологическое усиление мышечного тонуса, доходящее до спазма. Торсионный спазм прекращается при беге и держании в кисти тяжелого предмета. Спазм детально описай С. Н. Давиденковым в 1918 г. Торсионный спазм обусловлен органическими заболеваниями в области подкорковых ядер, скорлупы, красного ядра, овального тела и, по-видимому, зубчатого ядра мозжечка.

    Атетоз является одним из видов гиперкинеза, проявляется медленными червеобразными движениями пальцев и кистей, реже-в дистальном отделе нижних конечностей. Для него характерно тоническое напряжение мышц, вызывающее сравнительно медленные изменения положения пальцев и кисти. Нередко при этом отмечается медленная «игра» пальцев. Атетоз обычно бывает двусторонним и нередко наблюдается после энцефалита, перенесенного в детском возрасте, при детских энцефалопатиях, после асфиксии или в результате несовпадения резус-фактора матери и ребенка. У детей атетоз часто сопровождается гиперкинезом мышц лица, шеи, туловища. Гемиатетоз наблюдается значительно реже. Иногда атетоз и псевдоатетоз отмечаются в паретических конечностях.

    Хореоатетоз представляет собой сочетание атетоза с хореотическими движениями. Обусловлен поражением не только полосатого тела, но и зрительного бугра. Чаще выражен на стороне паралича.

    Гиперпатические гиперкинезы в паретических конечностях. Описаны в 1956 г. Н. К. Боголеповым. Возникают в ответ на ноцицептивные раздражения. Гиперкинезы состоят из сгибательно-разгибательных движений в тазобедренном суставе, нередко распространяясь на коленный, и заканчиваются движениями в стоне.

    Хореиформный сложный пароксизмальный гиперкинез всех конечностей характеризуется гиперкинезом всех конечностей, но более выражен в верхних. Кроме того, Н. К. Боголепов относит к гиперкинезам: клонические гиперкинезы в культе, реперкуссионные гиперкинезы, гиперкинезы языка в виде тремора, наблюдающиеся при энцефалите, блефароспазм, различные судороги, тики, миоклонии, лицевой гемиспазм (и параспазм). Лицевой гемиспазм проявляется в судорогах мышц лица и возникает при поражении лицевого нерва и невралгии тройничного. С. Н. Давиденков считает, что он возникает в результате неврита лицевого нерва или кистозного арахноидита. Н. К. Боголепов полагает, что появление различных гиперкинезов обусловливается образованием доминанты в коре или подкорковых ядрах при инерции возбуждения.

    По топографическому признаку дислокации патологического очага, обусловливающего его появление, гиперкинезы (по Л. С. Петелину) делятся на три группы: 1) стволовые; 2) преимущественно подкорковые; 3) экстрапирамидно-корковые гиперкинезы.

    К первой группе относят все виды тремора, миоклонии, тортиколлис, стереотипные тонические позы и судороги.

    Гиперкиневы второй группы характеризуются мобильностью, разнообразием, асинхронностью, бурным двигательным проявлением, отсутствием ритма. К ним относятся хорея, атетоз, торсионная дистония и гемибаллизм, которые обусловлены проявлением патологического функционирования высоких уровней экстрапирамидной системы и нарушением корково-подкорковых взаимоотношений.

    К гиперкинезам третьей группы относится так называемый синдром гиперкинез-эпилепсии, при котором участие коры в экстрапирамидном гиперкинезе связано с постоянным и обязательным влиянием сетчатого образования ствола и зрительного бугра.

    Гиперкинетический синдром - проявление различных психоневрологических заболеваний, которое характеризуется непроизвольными движениями, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. По МКБ-10 синдром имеет код F90.

    Название патологии в переводе с латинского языка означает «сверхдвижение». Двигательная гиперактивность известна со времен средневековья. Клинические признаки синдрома упоминались в произведениях тех времен, но не были определены соответствующие им патологические изменения в мозговой ткани. Гиперкинезы в средние века считали неврологическими расстройствами. Современные ученые выявили тесную взаимосвязь недуга с нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге и изучили патогенетические основы формирования двигательных расстройств.

    Патология не имеет четких ограничений относительно возраста и пола. Синдром встречается преимущественно у детей школьного возраста, причем у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Больные рассеяны, невнимательны и непоседливы. Движения возникают против их воли вновь и вновь. Они совершают импульсивные поступки и раздражаются по пустякам, что приводит к неуспеваемости в школе и негативно влияет на социализацию. Лица с гиперкинетическим синдромом часто становятся изгоями общества, не имеют друзей, не вливаются в коллектив.

    Клинико-морфологические формы синдрома:

    • Тики – внезапные кратковременные стереотипии, вызванные спонтанным мышечным сокращением, которое не поддается контролю и влиянию;
    • Миоклонии - непродолжительное, судорожное, повторное подергивание крупных групп мышц;
    • Хорея – беспорядочные, отрывистые, нерегулярные движения, напоминающие нормальную мимику и жесты, но отличающиеся от них по амплитуде и интенсивности;
    • Баллизм – крупноразмашистый гиперкинез, затрагивающий мышцы рук или ног;
    • Тремор - быстрые и ритмичные сокращения мышц конечностей или головы непроизвольного характера, возникающие в покое или при произвольном движении;
    • Миокимия – неосознанные и самопроизвольные сокращения мышц, обусловленные гипервозбудимостью спинного мозга;
    • Торсионный спазм – вращения или скручивания любой части тела, вызванные хаотичными мышечными сокращениями;
    • Лицевой спазм – клонические сокращения мимических мышц, иннервируемых лицевым нервом;
    • Акатизия - нарушение двигательной функциональности с постоянным чувством внутреннего беспокойства;
    • Атетоз - непроизвольные и непрерывные, замедленные и несогласованные червеобразные движения пальцев рук, ног, лица, туловища, языка с нарушениями речи.

    Диагностика синдрома заключается в проведении электроэнцефалографии, электронейромиографии, томографии, дуплексного сканирования, биохимического исследования крови. Лечение патологии консервативное, индивидуально подобранное. Больным назначают медикаментозные средства из группы нейролептиков, холинолитиков, вальпроатов, бензодиазепинов. Прогноз патологии благоприятный при своевременном оказании медицинской помощи. В противном случае болезнь прогрессирует, развиваются серьезные осложнения, которые приводят к инвалидизации и тяжелым расстройствам психики.

    Этиология и патогенез

    Конкретные причины синдрома в настоящее время не определены. В основе патологии лежит нарушение нейромедиаторного обмена. Адреналин, серотонин, ацетилхолин и дофамин – сложные биологически активные вещества, отвечающие за информационные потоки между нервными клетками. Дефицит одних веществ и избыток других способствует нарушению высших и низших функций нервной системы, а также приводит к развитию гиперкинетического синдрома.

    Эндогенные и экзогенные факторы, провоцирующие развитие синдрома:

    1. Эндокринопатии,
    2. Детский церебральный паралич,
    3. Врожденные патологии,
    4. Травматические повреждения,
    5. Метаболические расстройства,
    6. Токсины,
    7. Инфекция,
    8. Патология беременности,
    9. Сложные роды,
    10. Всплески эмоций, стрессы, нервное напряжение,
    11. Наследственная предрасположенность,
    12. Конституциональные особенности,
    13. Органическое поражение головного мозга,
    14. Дегенеративно-дистрофические процессы,
    15. Лечение некоторыми лекарствами.

    Под воздействием перечисленных факторов происходит сбой в нейромедиаторной системе, которая обеспечивает взаимодействие подкорковых и интеграционных структур с мотонейронами спинного мозга. При этом нарушается регуляция произвольных движений. Дисфункция экстрапирамидальной системы обуславливает появление гиперкинезов за счет искажения нервных импульсов, идущих от двигательных ядер продолговатого мозга к одноименным нейронам спинного мозга, отвечающим за сокращение мышц. Именно так и возникают аномальные движения.

    Классификация

    Этиологическая классификация синдрома:

    • Первичный гиперкинез – результат генетически детерминированных идиопатических процессов в ЦНС.
    • Вторичный гиперкинез - проявление основного заболевания или травмы: ЧМТ, новообразования, алкоголизма, интоксикации, инфекционного энцефалита, дисциркуляторных нарушений, инсульта.
    • Психогенный гиперкинез - признак нарушения психики: истерии, невроза, психоза.

    Классификация по типу возникновения:

    1. Спонтанный гиперкинез, возникающий внезапно и непроизвольно.
    2. Акционный гиперкинез, провоцируемый определенной позой или движением.
    3. Рефлекторный – синдром как реакция на внешние раздражители.
    4. Индуцированный - гиперкинез появляется по воле пациента и может им сдерживаться до определенного момента.

    Классификация гиперкинезов по течению:

    • Постоянные – исчезающие только во сне,
    • Пароксизмальные – появляющиеся эпизодически и ограниченные по времени.

    Гиперкинезы также бывают быстрыми и медленными, возникающими при локализации очага поражения в стволе мозга или подкорковых структурах.

    Симптоматика

    Клиническая картина заболевания отличается полиморфностью, различной степенью выраженности и распространенности симптомов.

    Первые признаки патологии появляются в раннем детстве, а диагностируются несколько позже. У детей гиперкинетический синдром проявляется следующими начальными признаками:

    • Чрезмерной активностью,
    • Сильной возбудимостью,
    • Невнимательностью,
    • Нарушением когнитивных функций,
    • Нетерпеливостью,
    • Неуравновешенностью,
    • Неусидчивостью,
    • Беспокойством,
    • Постоянными движениями рук и ног.

    Младенцы высокочувствительны к внешним раздражителям – шуму, свету, гипо- и гипертермии, смене привычной обстановки. Они чрезмерно подвижны не только в дневное время, но и по вечерам. Перед сном малыши сопротивляются пеленанию, плохо едят, долго не могут успокоиться. У них нарушается сон: он становится непродолжительным и прерывистым. Больные часто просыпаются из-за активных движений руками и ногами. Годовалые малыши обычно не сидят, не ползают, редко переворачиваются на живот. Они резко откидывают голову назад или вертят ею по сторонам. Руками они совершают быстрые и размашистые, червеобразные движения, часто вздрагивают и зажмуриваются.

    Больных детей 4-5 лет беспокоят дерганья разных частей тела - сжимание ягодичных мышц, выкручивание в разные стороны рук и ног, открывание рта, а также вокализмы – покашливания, шмыганье носом, похрюкивание. Эти симптомы возникают внезапно, периодически учащаясь или ослабевая. Ночью они могут исчезать, но перед сном всегда обостряются. Для больных характерна Задержка речи и психоэмоционального развития с сохранением интеллекта. Такие дети не занимаются в детском саду сами и мешают другим. При попытке заставить их что-то делать, проявляют агрессию, бьют и кусают других детей, воспитателя. Больные дети не могут спокойно играть или проводить досуг. Они не концентрируют внимание и предпочитают двигательную активность.

    Юноши и девушки в состоянии сдерживать себя. Усмиряя свое двигательное беспокойство хотя бы кратковременно, они начинают чувствовать внутренний дискомфорт, напряжение и тревогу.

    Подросткам присущи следующие черты:

    1. Импульсивность,
    2. Нервность,
    3. Эмоциональность,
    4. Нетерпимость,
    5. Впечатлительность,
    6. Порывистость,
    7. Возбудимость,
    8. Экспансивность.

    Больные постоянно прерывают разговор, перебивают собеседника, не могут выслушать его до конца. На вопросы отвечают резко и часто неадекватно, что связано с неспособностью слушать. Они ведут себя немотивированно, совершают неожиданные поступки - бегут, скачут, прерывают игру или беседу. Дети с патологией испытывают трудности в учебе: у них плохая память, почерк, нарушено звуковосприятие и речь. При этом интеллект не страдает. Для них характерна резкая смена настроения - от агрессии и протеста до тревоги и грусти. Нередко подавленность обусловлена внутрисемейными и межперсональными конфликтами.

    Для гиперкинетического синдрома характерны необдуманные и неожиданные поступки больных. Они агрессивны, бестактны, грубы, склонны к нервным расстройствам. Больные плохо спят, у них отсутствует аппетит, и часто меняется настроение. С ними сложно общаться, поскольку их симпатии кратковременны, они не могут ждать, им необходимо получить все и сразу.

    Клиническими признаками синдрома у взрослых являются:

    • Тики,
    • Тремор,
    • Подергивание лицевых мышц,
    • Хаотичные движения различных частей тела,
    • Нарушение жестикуляции,
    • Мимические расстройства,
    • Речевая дисфункция.

    Двигательные акты, развивающиеся против воли пациента, являются насильственными. Интенсивность клинических признаков возрастает при ходьбе, письме, речевой активности, в состояниях психоэмоционального напряжения. Больные могут подавить их на короткое время.

    При постановке диагноза необходимо учитывать возрастные особенности пациентов. Симптомами патологии, протекающей по кардиальному типу, являются: пульсация в голове и шее, тахикардия, гипертония. Гиперкинетический синдром с преобладанием гипотонии проявляется цефалгией, шумом в ушах, головокружением, заторможенностью, нарушением зрения, гипергидрозом.

    Клинические проявления купируются к 20 годам, сначала постепенно ослабевая, а затем полностью исчезая. Сначала уходит избыточная подвижность, а затем расстройство внимания. При отсутствии лечения синдром может привести к появлению асоциального поведения, личностно-эмоциональных расстройств. Осложнениями патологии являются тяжелые психические расстройства, делающие из человека инвалида.

    Видео: пример пациента с гиперкинезией

    Диагностические процедуры

    Диагностика гиперкинезов основывается на симптоматических данных, особенностях неврологического статуса, анамнезе и результатах обследования.

    Обследование больных с гиперкинетическим синдромом начинают с врачебного осмотра. Неврологи определяют тип гиперкинеза, сопутствующие неврологические расстройства, нарушения психики, уровень интеллекта.

    Инструментальный и лабораторные методы диагностики:

    1. ЭЭГ – оценка биоэлектрической активности головного мозга, позволяющая исключить эпилепсию.
    2. ЭНМГ проводится с целью обнаружения мышечной патологии с нарушением синаптической передачи.
    3. Томографическое исследование головного мозга - метод выявления органического поражения мозга, опухоли, ишемии, гематомы, воспаления.
    4. МРТ мозговых сосудов и дуплексное сканирование позволяют оценить мозговой кровоток.
    5. Церебральная ангиография - рентгенологическая визуализация сосудов головного мозга.
    6. ЭКГ - выявление признаков ишемии миокарда.
    7. Биохимическое исследование крови - определение гиперкинеза метаболического или токсического происхождения.
    8. Измерение артериального давления и пульса - показатели работоспособности сердечно-сосудистой системы.
    9. Медико-генетическое консультирование проводится для определения наследственной предрасположенности к гиперкинезам.

    Поскольку гиперкинетический синдром является проявлением различных психических и соматических патологий, необходимо провести все рекомендуемые мероприятия, чтобы выяснить этиологию гиперкинезии. После постановки диагноза пациенту назначают соответствующую терапию.

    Видео: специалист о диагностике гиперкинезий


    Общетерапевтические мероприятия

    Лечение патологии консервативное, медикаментозное. Больным назначают следующие лекарства:

    • Препараты леводопы – «Синемет», «Тремонорм», «Дуэллин»;
    • Миорелаксанты – «Циклодол», «Баклофен», «Мидокалм»;
    • Противосудорожные средства – «Клоназепам», «Финлепсин»;
    • Симпатолитики – «Резерпин», «Норматенс»;
    • Диуретики – «Диакарб», «Лазикс»;
    • Антипсихотики – «Галоперидол», «Сонапакс», «Аминазин»;
    • Психостимуляторы – «Фенамин», «Эфедрин», «Катинон»;
    • Антидепрессанты – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Ниаламид»;
    • Нейропротекторы – «Церебролизин», «Ноотропил», «Фезам»;
    • Витамины – «Нейровитан», «Нейромультивит»;
    • Сосудистые средства – «Трентал», «Кавинтон», «Винпоцетин»;
    • Ноотропы – «Пирацетам», «Церебролизин», «Пантогам»;
    • Антигипоксанты – «Актовегин», «Циннаризин», «Кортексин»;
    • Седативные препараты – «Персен», «Тенотен».

    Физиотерапия существенно улучшает прогноз патологии. Больным показана гидротерапия, ЛФК, иглорефлексотерапия, электрофорез. Гимнастика делает ребенка намного спокойнее и уравновешеннее, оказывая благоприятное воздействие на весь организм. Хорошим эффектом обладают общеукрепляющие процедуры - закаливание, ванны, обтирания, массаж.

    Кроме медикаментозного воздействия положительное влияние на состояние больных оказывает психотерапия, основными методами которой являются внушение и убеждения. Лица без признаков выраженных психоневрологических расстройств легко адаптируются в социуме и в дальнейшем живут полноценной жизнью. Этому способствует тесное взаимодействие и контактирование больного и его семьи с психологами и педагогами. Всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтами обычно сочетают с приемом тех или иных медикаментозных средств. Комплексное лечение и семейная психотерапия способствуют быстрому выздоровлению больных.

    Детям в первую очередь показана диетотерапия. Из рациона необходимо исключить продукты с консервантами и красителями. В меню должны преобладать блюда из свежих овощей и фруктов, круп, зелени, постного мяса, цельнозернового хлеба.

    Народная медицина также помогает справиться с недугом. Больным показаны теплые ванны с отварами лекарственных трав или морской солью. Внутрь полезно принимать настой овса, отвар из фиалки, мяты и пустырника, мумие с медом и молоком. Хождение босыми ногами по земле оказывает благоприятное воздействие на психическое состояние ребенка.

    В особо тяжелых случаях показано оперативное вмешательство. При наличии лицевого гемиспазма показана декомпрессия лицевого нерва на стороне поражения, заключающаяся в обнажение нервного ствола с выделением места повреждения. Стереотаксическую паллидотомию и электростимуляцию применяют при различных проявлениях гиперкинезии. Во время операции разрушают участок ткани, провоцирующий непроизвольный мышечный спазм.

    Прогнозирование

    Гиперкинетический синдром не угрожает жизни пациента и имеет благоприятный прогноз. Демонстративный характер патологии вызывает неприязнь у окружающих лиц по отношению к больному. Это угнетает его психологическое состояние и полностью дезадаптирует. Если гиперкинезы выражены, затрудняются произвольные движения, нарушается самообслуживание, наступает полная инвалидизация. В зависимости от этиопатогенетических факторов синдрома определяется его исход. При отсутствии терапевтических мероприятий недуг прогрессирует, больные не могут себя обслуживать, самостоятельно передвигаться и даже глотать. На самых поздних стадиях развивается деменция. При этом пациенты нуждаются в госпитализации и лечении в психиатрическом стационаре.

    Чтобы избежать развития гиперкинетического синдрома, специалисты рекомендуют своевременно лечить психические и соматические заболевания, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости наблюдаться у психолога, вести здоровый образ жизни, заниматься посильными видами спорта.


    Нозология, симптомокомплекс и патогенез гиперкинетического синдрома

    По мнению большинства специалистов, гиперкинетический синдром является одним из многочисленных синдромов такого обширного нозологического комплекса, как нейроциркуляторная или вегето-сосудистая дистония.

    Нейроциркуляторная дистония - это, прежде всего, дисфункция вегетативной нервной системы, связанная с нарушением нормального кровообращения, обусловленного функциональным расстройством кортикально-субкортикальных образований головного мозга. Ее симптомы носят комплексный нейросоматический характер, поэтому многие медики до сих пор не имеют ясной точки зрения о том, соматическое ли это заболевание или психоневроз. В зарубежной практике то, что в российской науке получило название вегето-сосудистой дистонии, обозначают как синдром панической атаки, относя последний исключительно к области психиатрии. Однако такой подход не совсем верен. Вегето-сосудистую дистонию, как и гиперкинетический синдром, скорее следует рассматривать на стыке психиатрии и физиологии. Соответственно, и лечение этого довольно распространенного заболевания должно быть комплексным. У больных вегето-сосудистой дистонией можно наблюдать как психоневротические реакции (чувство тревоги, раздражительность, депрессии, деперсонализацию, желание умереть или панический страх смерти), так и, в зависимости от индивидуального проявления заболевания, более ста разнообразных соматических симптомов (различные кардиалгии, гиперкинезии кровообращения, аритмию, невралгию, головные боли, астению, расстройства перистальтики, гипергидроз или похолодание конечностей, цианоз кистей рук, удушье, головокружения, обмороки). Чаще всего эти и другие симптомы имеют характер ипохондрии.

    Следует различать собственно гиперкинетический синдром и гиперкинетический кардиальный синдром. Гиперкинетическим синдромом или гиперактивным расстройством обычно называют поведенческо-эмоциональное расстройство, возникающее у детей в первые годы жизни. Гиперкинетический синдром у детей характеризуется чрезмерной импульсивностью, неспособностью к концентрации внимания и деятельности, требующей интеллектуальных усилий, хотя нарушения интеллекта у таких детей, как правило, отсутствуют. Дети с гиперкинетическим синдромом труднообучаемы. В частности, у них возникают проблемы с обучением речи, письму и пр. Их поведение часто не мотивировано. Они говорят, не дослушав и невпопад. У них наблюдаются эмоциональная лабильность, перцептивные и координационные дисфункции, агрессия или тревога, демонстративно вызывающее или подавленное поведение. Полное купирование гиперкинетических симптомов при условии довольно жесткого воспитания и несложного медикаментозного курса лечения обычно наступает в период от 12 до 20 лет.

    Гиперкинетический синдром сердца или гиперкинетический кардиальный синдром может и не сопровождаться расстройствами психоэмоциональной и поведенческой сферы. Однако не стоит забывать, что физиологические причины в любом из проявлений нейроциркуляторной дистонии нельзя рассматривать отдельно от психологических. Нередко такие проявления нейроциркуляционной дистонии называют кардионеврозами. В отличие от гиперактивного расстройства, кардиальный синдром чаще наблюдается у подростков и юношей призывного возраста. Как большинство кардиосиндромов вегето-сосудистой дистонии, он обусловлен центрогенной дисфункцией вегетативной нервной системы. Этот синдром характеризуется гиперкинетическим типом кровообращения с увеличением ударного и минутного объемов сердца, который намного превосходит метаболические потребности тканей организма, а также возрастанием скорости выкачивания крови из сердца и компенсаторным падением периферического сосудистого сопротивления. Будучи всего лишь функциональным расстройством, гиперкинетический синдром сердца довольно часто ошибочно диагностируется как органическая патология. В этом случае больной вегето-сосудистой дистонией не застрахован от врачебной ошибки, которая может стать и трагической.

    Патогенез вегето-сосудистой дистонии и, в частности, гиперкинетического синдрома у детей включает в себя огромное количество факторов как соматического, так и психологического характера. Среди них: минимальная мозговая дисфункция, как следствие одного из видов перинатальной энцефалопатии; пережитые в младенческом возрасте ситуации, связанные с жестоким обращением родителей; длительная эмоциональная или сенсорная депривация; плохая психоэмоциональная резистентность к стрессовым ситуациям, беспокойность, мнительность характера. К другим факторам можно отнести генетическую предрасположенность, пубертатную гиподинамию, перенесенные тонзиллогенные или вирусные инфекции, различные травмы головного мозга, гиперинсоляцию, хронические интоксикации, радиоактивное облучение, переутомление и многое другое.

    Наиболее благоприятные для возникновения вегето-сосудистой дистониии и гиперкинетического синдрома у детей и взрослых периоды связаны с гормональной перестройкой организма во время полового созревания, беременности, родов.

    Что касается распространенности заболевания, то оно составляет у детей от 2 до 20 %. При этом следует отметить, что если гиперкинетический синдром у детей встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, то среди взрослых наоборот, неврастении на почве нейроциркуляционных кризов в наибольшей степени подвержены женщины.

    Гиперкинетический синдром: лечение, прогноз

    В некоторых случаях гипотонически-гиперкинетический синдром разного генеза у детей может привести к аутизму или шизофрении. Однако, благодаря своевременной диагностике и лечению, прогноз для любого синдрома вегето-сосудистой дистонии в целом весьма благоприятен. Большинство современных психотропных препаратов надежно купируют функциональные расстройства вегетативной нервной системы.

    Что касается кардиальной гиперкинезии, то и здесь можно говорить о вполне оптимистическом прогнозе. Кардионеврозы не приводят к органическим патологиям сердца и никак не связаны со статистикой летальных исходов от сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее, у порядка 50% больных относительно снижается качество жизни. Рецидивы нейросоматических симптомов по окончании курса лечения могут возникать еще в течение 10-20 лет, спровоцированные стрессом, психической травмой, инфекцией. Конечно, гипотонически-гиперкинетический синдром нельзя отнести к разряду тяжелых органических патологий, но в любом случае больному, особенно ребенку, необходимо тщательное и адекватное комплексное лечение, и чем раньше оно начато, тем лучше. Здесь обычно предполагается два подхода: лечение вегето-сосудистой дистонии в целом и индивидуальное лечение конкретного синдрома. Медикаментозные курсы и сеансы психотерапии - основные средства, применяемые при гиперкинетическом синдроме. Лечение предполагает, во-первых, устранение психоэмоциональных и психосоциальных стрессовых ситуаций, избегание конфликтов в семье, в школе, любом другом коллективе. Психотерапевтические сеансы должны разъяснить больному характер его заболевания, убедить в благополучном результате лечебных процедур.

    Из фармакологических средств при вегето-сосудистой дистонии и гиперкинетическом синдроме применяют, во-первых, мягкие седативные (корень валерианы, пустырника, корвалол), транквилизаторы (бензоадепин, сибазон, нозепам, алпразолам), нейролептики (клопиксол, сонапакс, терален), антидепрессанты (амитриптилин). Для купирования гиперкинезии сердца применяют р- и а-адреноблокаторы, способствующие нормализации артериального давления, устранению дискомфорта в области сердца, а также верапамил, дилтиазем или пирроксан. При детском гиперкинетическом синдроме (гиперактивном расстройстве) применяют также ноотропные препараты, стимуляторы созревания нервных клеток (церебролизин, когитум), церебральные стимуляторы (метилфенидат, рутилин, пемолин, цилерт, дексарин).

    Очень эффективны при гиперкинетическом синдроме бальнеотерапия, акупунктура, электросон, электрофорез, водные процедуры (хвойные, соляные, радоновые, жемчужные ванны). Рекомендуются занятия лечебной физкультурой, дыхательной гимнастикой, регулярные прогулки на свежем воздухе.

    Впрочем, самое главное для больного с вегето-сосудистой дистонией и гиперкинетическим синдромом - не бояться этого неприятного, но вполне излечимого заболевания. Ведь постоянные мысли о серьезности и опасных последствиях недуга только еще больше его провоцируют.

    Помочь детям с заболеванием гиперкинетический синдром

    На данный момент на попечении нашего фонда нет детей с данным диагнозом. Однако вы можете помочь больным детям с другими диагнозами!