Не пропускает пищу в гортань. Где находится гортань? Анатомическое строение горла и глотки

Цели урока:

Образовательные. Формирование у учащихся:

Новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях органов дыхания.

Продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями.

Показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Развивающие.

Развивать умение у учащихся планировать учебную деятельность;

Работая с текстом учебника и дополнительной литературой уметь проводить сравнения, анализ, обобщения с выводами;

Для развития монологической речи учащихся применять проблемные вопросы.

Воспитательные.

Развитие коммуникативных способностей;

Расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.

Оборудование и материалы:

Дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля.

Базовые понятия и термины: дыхание, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, воздухоносные пути, легкие.

Ход урока

“Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что - дыхание, как не ритм души?”
М.И. Цветаева

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

3. Обсуждение устных ответов.

III. Изучение нового материала

Учитель биологии.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите: “Какую систему органов мы с вами начнем изучать сегодня на уроке?”

Дыхание .

Лепет сонный еле слышен:
Дочка дышит .
Шорох шторы еле слышен:
Ветер дышит .
Шелест слева еле слышен:
Роща дышит .
Шепот сверху еле слышен...
Космос дышит .
Димир Стро.

Ответ учащихся: дыхательную систему.

Учитель: Совершенно правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать тему: “ Значение дыхательной системы и органы дыхания”

Поговорка “Это нам нужно, как воздух!” - выражает особую потребность организма в воздухе. Еще древнегреческий философ Анаксимен наблюдал за дыханием животных и человека. Он считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, иногда и чуть дольше.

Проблемный вопрос: Почему человек может не употреблять пищу несколько недель, не пить воду больше пяти дней, а без воздуха не может прожить и 6-ти минут?

Длительное кислородное голодание неминуемо приведет к летальному исходу.

В организме нет запаса кислорода для дыхания, поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.

Органы дыхания – воздушные ворота в организм. Они всю жизнь соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Дыхание - свойство и признак всех живых организмов.

Итак, что же такое дыхание?

Учащиеся записывают формулировку под диктовку учителя в тетрадь.

Дыхание - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение наружу углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, используемой в процессе жизнедеятельности (внутреннее дыхание).

Проблемный вопрос: Взаимосвязаны ли кровеносная и дыхательная системы?

Работая с текстом, обучающиеся находят, что обе системы осуществляют обмен газов между организмом и средой.

Органы дыхания обеспечивают газообмен между наружным воздухом и воздухом легких (легочное дыхание).

Органы кровеносной системы доставляют кислород воздуха к тканям и уносят газообразные продукты распада (тканевое дыхание).

Прежде чем перейти конкретно к изучению органов дыхания учитель дает задание.

Задание №1

Пользуясь, учебником анатомии и справочной литературой заполните схему: “Эволюция органов дыхания”

  • Ланцетник-
  • Рыбы –
  • Земноводные-
  • Рептилии –
  • Птицы –
  • Млекопитающие –

Учитель обращает внимание на развитие дыхательной системы от простого к сложному, а также на разные способы снабжения тканей организма кислородом: кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.

Учитель : Какое строение имеет дыхательная система человека?

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких (Презентация ).

Задание №2.

Изучить особенности строения и функций органов дыхания – работа с учебником.

По мере изучения заполнить таблицу: “Органы дыхательной системы и их функции” и выделить:

Знакомую информацию;

Новую информацию;

- “хочу спросить”

После обсуждения работы подводятся общие выводы урока:

1. Дыхание – процесс обеспечения клеток организма кислородом, в результате протекающих биохимических реакций выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма. Выделяется углекислый газ в атмосферу.

2. Различают разные способы снабжения тканей организма кислородом: кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.

3. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.

4. Строение каждого органа дыхания тесно связано с выполняемыми им функциями. (см. приложение ).

IV. Закрепление изученного материала

Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

I. Не пропускает пищу в гортань

II. Не дают трахее сужаться

III. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает

IV. Поверхностный слой воздухоносных путей

V. Начальная часть воздухоносного пути

VI. Выстилает наружную поверхность легких

VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри

IX. Самая длинная часть воздухоносного пути

X. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно)

XI. Место газообмена между легкими и кровью

XII. Место диффузии газов

Ответы: I-6, II-8,III-10,IV-1,V-10,VI-9,VII-9,VIII-7,IX-5,X-5,4,3,2XI-2,XII-2.

V. Домашнее задание. Параграф 23, проработать таблицу в тетради.

Список используемой литературы.

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек. 8-й класс. - М. Вентана-Граф, 2005.
  2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - ото объем воздуха, который может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха. В среднем у женщин жизненная емкость составляет 2,7 л, у мужчин - 3,5 л. У физически развитых здоровых людей ЖЕЛ доходит до 6-7,5 л. Жизненная емкость легких может изменяться, это зависит от состоя­ния здоровья человека и других факторов. Определяют жизненную емкость легких специальным прибором - спирометром.

Нервная регуляция дыхания. Дыхание регулируется централь­ной нервной системой. Ритмичную смену вдохов и выдохов обеспечи­вает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге. В аорте и крупных артериях находятся специализированные клетки - хеморецепторы, которые возбуждаются при повышении концентра­ции СО, в крови. Но чувствительным нервам это возбуждение пере­дается в дыхательный центр, а оттуда по двигательным нейронам - к межреберным мышцам и диафрагме. При выдохе объем грудной клет­ки уменьшается. После выдоха в центр поступает сигнал от нервных окончаний, расположенных в альвеолах, межреберных мышцах и диафрагме, о степени их растяжения и сокращения.

Дыхательный центр осуществляет также защитные регексы, такие как кашель и чихание. Их причиной могут оказаться хими­ческие (запахи) или механические (пыль, слизь) раздражители. Воз­буждение может возникнуть в рецепторах носовой полости, гортани или бронхов. Происходит резкое сокращение мышц (межреберных и диафрагмы), и в результате - резкий выдох через нос (чихание) или через рот (кашель). Если причина раздражения не удалена, рефлек­сы могут повторяться. Дыхание учащается при воздействии симпа­тической нервной системы и тормозится парасимпатической.

Гуморальная регуляция дыхания. На работу дыхательного цент­ра влияет также химический состав крови. Повышение концентра- ции углекислого газа в крови вызывает возбуждение дыхательного центра, и дыхание учащается. Чем выше концентрация углекислого газа, тем чаше дыхание. Кроме того, к учащению дыхания приводит поступление в кровь адреналина (гормон надпочечников) и тирокси­на (гормон щитовидной железы).

Именно при управлении дыханием нервная и гуморальная регу­ляция тесно взаимосвязаны. Дыхательные движения регулируются нервным центром, а нервный центр в свою очередь реагирует на со­став крови.

Первая помощь при нарушении дыхания. При недостаточном поступлении в ткани нашего организма кислорода или его отсутствии развивается кислородное голодание, или гипоксия. Это состояние воз­никает при отравлении газом, ударе электрическим током и т. д. У


Рис. 112. Оказание первой помощи при нарушении н остановке дыхания

утопающих возможны потеря сознания и остановка дыхания. Работу сердца и легких нужно восстановить в течение 5 7 мин. При останов­ке дыхания необходимо сразу же делать искусственное дыхание и массаж сердца (рис. 112, а).

Правила искусственного дыхания:

1) запрокинуть голову больного, под шею положить валик;

2) расстегнуть пуговицы и обнажить грудь;

3) рот (или нос) пострадавшего закрыть салфеткой (платком), сде­лать вдох и выдохнуть в него, повторить 16 раз в 1 мин. Утечку воздуха через нос или рот предотвращают, зажимая его рукой.

При остановке сердца:

1) скрестив обе руки, положить их на область сердца и ритмично надавливать;

2) через 5 6 надавливаний вдувать воздух в рот:

3) постоянно следить за пульсом.

Утопающего положить лицом вниз на бедро согнутой в колене ноги (чтобы голова его касалась земли) и, ритмично налавливая на спину (рис. 112. б), очистить легкие от воды и приступить к искусственному дыха­нию.

Заболевании органон дыхания могут быть вызваны различными воспалениями, приводящими к отеку слизистой, травмами, отравле­ниями. инфекциями и т. д. Одно из самых серьезных заболеваний туберкулез легких. Это инфекционное заболевание вызывают тубер­кулезные бактерии, видимые только пол микроскопом (рис. 113). Ту­беркулез приводит к потере чувствительности тканей легких. Они уплотняются. У заболевших отмечаются слабость, потливость, сни­жается аппетит, появляются кашель, кровохарканье. Лечение дли­тельное, иногда в течение многих лет.

Меры профилактики: исключение контактов с больными; пита­ние калорийной, богатой витаминами пишей; соблюдение личной гигиены.


Рис. 113. Этапы развития заболевания туберкулезом:

Л первичный очаг; Б воспаление лимфатических сосудов:

В - воспаление лимфатических узлов Флюорография - один из методов рентгенологического исследова­ния, при котором изображение объекта с флюоресцирующего экрана переносится на фотопленку. Этот метод позволяет выявить скрыто про­текающие заболевания на ранних стадиях. Любые изменения структу­ры легких сразу отражаются на флюорограммс.

Простудные заболевания и грипп - самые распространенные инфекционные заболевания, ослабляющие весь организм. Они мо­гут служить причиной возникновения и других болезней. У боль­ного поднимается температура, появляются кашель, чихание, на­рушается чувствительность к запахам и вкусу пиши. Усиливают­ся выделения из носа.

При простудных заболеваниях необходимо:

1) соблюдать личную гигиену;

2) иметь индивидуальную посуду и постельные принадлежности;

3) почаще проветривать комнату;

4) часто делать влажную уборку:

5) носить марлевую повязку.

Кроме того, нужно соблюдать постельный режим и принимать обильное теплое питье.

Дыхательные пути и курение. О вреде курения вы слышите чуть ли не с пеленок. Чем же опасно курение? Закурив, вы крадете у сво- его организма половину кислорода, который ему предназначен. А если в организм поступает половина кислорода, клетки начинают голо­дать. Они уже не могут расти, как обычно. Кроме того, курение при­водит к нарушению кровоснабжения органов. Никотин способству­ет сужению кровеносных сосудов.

Наибольший вред никотин оказывает на легкие. Он влияет на их работу, сужает сосуды и разрушает витамин С, который жизненно важен для здоровья и иммунитета. Дым табака вызывает воспаление


дыхательных путей. Содержащиеся в табачном дыме сажа и деготь за­купоривают просветы мелких бронхов и альвеол. Легкие не обеспечи­вают организм кислородом полностью, и нарушается газообмен. При злоупотреблении курением возникают тяжелые заболевания легких.

Жизненная емкость легких, спирометр, хеморецепторы. гипоксия, искусственное дыхание, туберкулез легких.

1. Что такое жизненная емкость легких? Как называется прибор, оп­ределяющий ее?

2. Как взаимосвязаны нервная и гуморальная регуляция дыхания?

3. Какие заболевания органов дыхания вы знаете?

4. Назовите защитные дыхательные рефлексы.

1. От чего зависит жизненная емкость легких?

2. Что вы знаете об искусственном дыхании?

3. Почему простудные заболевания считаются опасными? Как вы лечитесь, когда заболеваете гриппом или простудными заболе­ваниями?

4. Что может служить раздражителем при кашле?

1. Как осуществляется нервная регуляция дыхания?

2. Как влияет табачный дым на организм?

3. Назовите меры профилактики туберкулеза.

4. Что может служить раздражителем при чихании?

ЛР10. Ознакомление с органами дыхания.

1. Используя таблицы и рисунки в учебнике, расскажите о строении и положении органов дыхания.

2. Используя таблицу и муляж, рассмотрите строение легких. Ука­жите разницу между левым и правым легкими.

3. Обследуйте свой организм. Определите частоту своего дыхания в покое и при нагрузке (прыжках).

Начертите таблицу и занесите в нес результаты.

Частота дыхании (дыхательных движений в 1 мин)

Состояние

покоя

(сидя)

Прыжки

Приседания, 15 раз (быстро)

Бег


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дыхание процесс газообмена между организмом и окружа­ющей средой. Для получения энергии из питательных веществ необходим кислород. Поэтому дыхание должно осуществляться постоянно. Центральный орган дыхательной системы - легкие. Кроме них существуют воздухоносные пути : носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея и бронхи. Все воздухоносные пути изнутри выстланы реснитчатым (мер­цательным) эпителием, который движениями ресничек удаляет твердые пылевые частички.

Носовая полость обильно снабжена кровеносными капилля­рами и выстлана слизистым реснитчатым эпителием, содержа­щим обонятельные рецепторы. Поэтому воздух здесь очищается от пыли и микроорганизмов, принимает температуру тела.

Ротовая полость - запасной путь дыхательной системы, если нос временно не работает (насморк, перелом носа, кровотечение и т. д.).

Носоглотка место соединения ротовой и носовой полостей. Она переходит в глотку - общин отдел дыхательной и пищева­рительной систем. В конце глотка разветвляется. Одна ветвь идет в пищевод, а другая переходит в гортань.

Гортань образована хрящами. Самый крупный из них - щито­видный (адамово яблоко у мужчин). Внутри находится важнейший хрящ - надгортанник. Он не пропускает пищу в гортань, направ­ляя се в пищевод. Кроме хрящей в состав гортани входит голосовой аппарат. Он состоит из двух голосовых связок и расположенной меж­ду ними голосовой щели. При разговоре голосовая щель закрывает­ся связками, и воздух, с силой проходя через них (протискиваясь), образует звук. Чем длиннее связки (больше гортань), тем ниже го­лос. Поэтому у мужчин голос низкий, а у женщин более высокий.

Гортань переходит в трахею - трубку, передняя стенка кото­рой состоит из хряшевых полуколец. Задняя стенка, прилегаю­щая к пищеводу, образована мягкой соединительнотканной пере­понкой. Благодаря ей пищевой комок свободно продвигается по пищеводу, не оказывая давления на хряши трахеи.

Трахея разветвляется на два бронха. Бронхи состоят из хря­шевых колец. Они разветвляются на более мелкие бронхиолы, об­разуя внутри легких бронхиальное дерево. Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками - альвеолами. Каждая альвеола оплетена сетью кровеносных капилляров. В них веноз­ная кровь, насыщаясь кислородом, становится артериальной. Гемоглобин отдает углекислый газ и присоединяет кислород. Газообмен происходит через стенки альвеол и венозных капил­ляров. Альвеолы делают легкие ячеистыми, сильно увеличивая площадь поверхности, через которую осуществляется газообмен.

Из-за насыщения крови кислородом меняется состав воздуха, по­бывавшего в легких. Атмосферный воздух (на вдохе) содержит 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. Пройдя через легкие (на выдохе), воздух содержит 16% кислорода и 4% углекислого газа. Количество азота в воздухе не изменяется (79%).

Важный показатель функционирования легких - ЖЕЛ, или жизненная емкость легких. Это количество воздуха, которое мо­жет выдохнуть человек после самого глубокого вдоха. В среднем она составляет 3,5 л, или 3500 см 3 . У тренированных людей ЖЕЛ больше (5-7 л и более). Чем выше ЖЕЛ, тем лучше функциони­руют легкие.

Легкие - парный орган. Правое легкое больше, оно делится на три доли. Левое, оттесненное сердцем, меньше. Оно делится на две доли. Снаружи легкое покрыто гладкой соединительной тканью - легочной (внутренней)плеврой. Она срастается с легким, и их невоз­можно разделить. Грудная клетка (ребра, межреберные мышцы и диафрагма) изнутри срастается со вторым листком - пристеноч­ной (наружной) плеврой. Между двумя листками плевры есть неболь­шое пространство, 1 -2 мм. Это плевральная полость. Она заполне­на плевральной жидкостью, которая уменьшает трение легких о грудную клетку.

Благодаря тому, что легкие соединены с грудной клеткой не­разрывно, мы производим дыхательные движения. Когда межре­берные мышцы и диафрагма сокращаются, они увеличивают объем грудной клетки и соответственно - объем легких. Так происходит вдох. Когда межреберные мышцы и диафрагма расслабляются, ав­томатически происходит выдох, за счет уменьшения объема груд­ной клетки и легких.

Дыхание регулируется нейрогуморально. Дыхательный центр на­ходится в продолговатом мозге. Он регулирует рефлекторную (не­произвольную) смену вдоха и выдоха. Раздражителем для рефлек­са вдоха является повышение углекислого газа в крови. Хеморе­цепторы , находящиеся в артериях, возбуждаются и по чувствитель­ным нейронам полают сигнал в продолговатый мозг. Он по двига­тельным нейронам подает сигнал рабочим органам: межреберным мышцам и диафрагме. Ответной реакцией является их сокраще­ние, увеличение объема грудной полости и легких и вдох. Симпа­тическая не/мшая система, адреналин и тироксин учащают частоту и глубину дыхания. Парасимпатическая нервная система замедляет дыхание.

Защитными дыхательными рефлексами являются кашель и чи­хание. Раздражителями для них могут служить запахи или меха­ническое воздействие на стенки слизистой носа или гортани. От­ветной реакцией служит резкий выдох через нос (чихание) или че­рез рот (кашель).


1.Воздух поступает в клетки организма черев

7.Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе

8. Центр дыхания находится

9. Газ, необходимый для окисления

10.Содержание О, в воздухе при выдохе

11.Инфекционное заболевание, ослабляющее весь организм чело­века

12. Прибор, определяющий жизненную емкость легких

13. Во время глотания вход в гортань закрывает

14. В табачном дыме содержатся

16.В носоглотке вдыхаемые микроорганизмы

17.Продолжение гортани

18.Количество легких у человека

19. Продолжение трахеи

20. Орган, образующий звуки речи

21.Заболевание, повреждающее легкие

22. Концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе

23. Грудной тип дыхания характерен

24. Брюшной тип дыхания характерен

25.Раздражителем для рефлекса вдоха служит

26. Из мышц в дыхательных движениях участвуют

27. У мужчин гортань... чем у

28. Дыхательный центр расположен

29. Защитные дыхательные рефлексы

30. Учащает дыхание гормон надпочечников 81. Кислородное голодание

32. Внутрнлегочные бронхи образуют разветвленное

33. Легочные пузырьки называются

Итак, через носовые отверстия, а попросту ноздри, воздух попадает в носовую полость , которая похожа на пещеру с выступами, углублениями и всякими другими коридорчиками и закуточками и разделена на две части костно-хрящевой носовой перегородкой .

Стенки носовой полости оплетены густущей сетью кровеносных сосудов, покрыты слизью и тоненькими колеблющимися волосками, по научному - ресничками. Наверняка вы их видели - у некоторых особей мужского пола эти волоски прямо торчат из носа. ;)

Зачем нам все эти «навороты»?- спросите вы. Ну, вот сами прикиньте: воздух может быть холодным или горячим, в нем могут находиться всякие ненужные микробы, вредные вещества и прочая бяка. И если вся эта гадость проникнет внутрь, поверьте, ни к чему хорошему это не приведет! Но, на пути всего этого безобразия гордо стоит наш нос-пограничник! Смотрите, что получается: холодный воздух, попадая в носовую полость, нагревается теплом кровеносных сосудов, а горячий, наоборот, отдавая им часть тепла -остывает. Всякие микробы и пыль прилипают к слизи, обволакиваются ею, и с помощью колебания волосков-ресничек выдворяются из носа. (О, как витиевато получилось описание соплей:)!).

В итоге, проходя через нос, воздух становится чистым, не очень холодным или горячим, т.е. как раз то, что надо нашему организму. Вот такой вот климат-контроль, уважаемые дамы и господа, имеется у нас с вами, причем покруче, чем у любого современного автомобиля!

Кстати, и чихает наш организм для того, что бы очистить носовую полость от пыли и частиц, вызывающих раздражение слизистой оболочки. То, что мы в действительности делаем при чихании - это резкий вдох воздуха, который почти тотчас сразу выдыхаем и А-А-А-А-ПЧХИ! Будьте здоровы! Кстати, разлетающиеся при этом капельки воды, движутся со скоростью около 150 километров в час!

Продолжим. Из носа воздух попадает в глотку , где перекрещиваются пути пищеварительной и дыхательной систем. Если вы дрессировщик, то наверняка можете рассмотреть это детально, засунув голову в пасть льву или тигру. Так вот, в итоге пища идет из глотки в желудок по пищеводу , а воздух идет дальше через гортань и трахею. Ну а для того, чтобы пища попадала куда нужно, т.е. в пищевод, при каждом проглатывании отверстие гортани прикрывается особым хрящом-клапаном, именуемым надгортанником. К счастью, это происходит автоматически, и нам не приходится всякий раз, когда мы глотаем, вспоминать о том, что нужно закрыть дыхательное горло и открыть «питательное». Правда, изредка этот автоматический механизм подводит нас, и пища попадает «не в то горло»….

Ну а далее, воздух из глотки попадает в трахею , которая похожа на гофрированную трубку. Трахея, как дерево, начинает ветвиться: делиться на две трубочки-бронхи , которые входят в легкие. У нас в груди расположено два легких. Они немного похожи на конусы: верхняя часть – суженная, а нижняя - более широкая. Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей, потому что третья доля ну никак не умещается, ведь там же еще сердце должно быть! Входящие в легкие бронхи также ветвятся, образуя ветки и веточки из более мелких трубочек бронхов. Все веточки-бронхи заканчиваются пузырьками, которые очень похожи на воздушные шарики и называются альвеолами . В общем, если вы перевернете яблоню «вверх ногами», то вот оно самое и получиться. Кстати, альвеол насчитывается около 700 миллионов, каждая из которых имеет диаметр 0,2 и толщину стенки 0,04 миллиметра.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По теме «Дыхательная система».

I ВАРИАНТ.

А) в плевральной полости отрицательное давление, ниже атмосферного

Б) при вдохе объем грудной клетки увеличивается, а диафрагма поднимается

В) при выдохе объем альвеол увеличивается

Г) в усиленном вдохе принимают участие брюшные мышцы

Д) центры вдоха и выдоха располагаются в продолговатом мозге

    Сопоставьте суждения:

1. не пропускает пищу в гортань

2. не дает трахее сужаться

3. очищает воздух от пыли и микробов

4. все легкие покрыты

6. место газообмена между легкими и кровью

а - бронхи

б - трахея

в - альвеолы

г - надгортанник

д - хрящевые полукольца

е - плевра

ж - слизистая оболочка

з - носовая полость

    Определите путь воздуха при вдохе:

    Терминологический диктант:

дыхание, гортань, альвеолы, газообмен легких, надгортанник.

    Закончите предложение:

А) Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими заполненными воздухом легочными пузырьками – …

Б) Необходимый для дыхания компонент воздуха – ...

В) Крупные парные органы конусообразной формы, осуществляющие обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью – …

    Дополнительная оценка:

    Как проявляется туберкулез легких? В чем выражается эта болезнь?

    В чем различие между биологической и клинической смертью?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По теме «Дыхательная система»

II ВАРИАНТ.

    Выберите правильные суждения:

А) из носовой полости воздух попадает в гортань

Б) легкие покрыты плеврой

В) при выдохе – объем грудной клетки уменьшается

Г) бронхи заканчиваются альвеолами

Е) газообмен происходит в трахее

    Сопоставьте суждения:

1. хрящевые полукольца

2. нагревание воздуха

3. сеть ветвящихся трубочек

4. расширение грудной полости

5. носовая полость покрыта

6. щитовидный хрящ находится

а - бронхи

б - трахея

в - выдох

г - гортань

д - вдох

е - плевра

ж - слизистая оболочка

з – носовая полость

    Определите путь воздуха при выдохе:

А – легкие – бронхи – трахея – гортань – носовая полость

Б – носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие

В – носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие

Г – носовая полость – гортань – бронхи – трахея – легкие

    Терминологический диктант:

носоглотка, бронхи, дыхание, трахея, плевра.

    Закончите предложение:

А) Самый крупный хрящ гортани – ...

Б) Хрящевые полукольца, соединенные связками – …

В) Показатель дыхания – …

    Дополнительная оценка:

    Как проявляется рак легких? В чем выражается эта болезнь?

    Что такое жизненная емкость легких? О чем говорит этот показатель?

Ответы на контрольную работу по теме «Дыхательная система».

I вариант

    А, Б, Г, Д

    1 – г

2 – д

3 – з

4 – е

5 – б

6 – в

Гортань – трубка, состоящая из хрящей и выполняющая функцию голосообразования.

Альвеолы – пузырьки, находящийся на концах бронхиол и выполняющие функцию газообмена.

Газообмен легких – процесс поступления кислорода в легкие.

Надгортанник – хрящ гортани, защищающий воздухоносные пути от попадания пищи.

    А – альвеолы

Б – кислород

В – легкие

    1) Туберкулез – заболевание дыхательной системы, возбудителем которой является палочка Коха. Она может проникать в организм через дыхательные пути, вместе с пищей, при разговоре, кашле и чихании больного. Симптомами туберкулёза лёгких является длительный с , иногда с , появляющимся на более поздних стадиях, слабость, ночная потливость и значительное похудение. Профилактикой лечения туберкулеза – флюорография.

    Смерть – прекращение жизнедеятельности всего организма от прекращения дыхания, до остановки сердца, но пока работает мозг – есть возможности вернуть все остальные органы к нормальному функционированию. Этот процесс, когда все обратимо, называется клинической смертью. Она длится несколько минут. Биологическая смерть – связана со смертью всего организма, в том числе и прекращения жизнедеятельности головного мозга. И этот процесс необратим.

II вариант

    Б, В, Г.

    1 – б

2 – з

3 – а

4 – д

5 – ж

6 – г

    Носоглотка – небольшая полость, плавно переходящая в ротовую часть глотки.

Бронхи – сеть ветвящихся трубочек небольшого диаметра.

Дыхание – процесс обмена газов между клетками организма и окружающей средой.

Трахея – хрящевые полукольца, связанные между собой связками, способствует самоочищению легких, благодаря мерцательному эпителию.

Плевра – оболочка, покрывающие легкие.

    А – щитовидный

Б – трахея

В – жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

    1) Рак – новообразование эпителиальной ткани бронхов, которая разрастается, и перерастает в опухоль. Выражается в истощении организма и дальнейшей его смерти. Симптомами рака легкого может служить курение человека, вирус папилломы человека. Методом диагностики рака на ранних стадиях является – флюорография.

2) ЖЕЛ – показатель дыхания человека, это объем максимального количества воздуха, которое может б ыть забрано в легкие после максимального выдоха. Этот показатель зависит от пола, возраста, роста, степени тренированности человека. Если у человека ЖЕЛ небольшая – воздух глубоко пре проникает, а лишь остается в воздухоносных путях, это говорит о слабо развитых дыхательных мышцах. При высокой ЖЕЛ – вентиляция легких осуществляется при более глубоком дыхании.

А) Щитовидный В) Надгортанник

Б) Перстневидный Г) Клиновидный

2. Давление в плевральной полости относительно атмосферного:

А) Выше В) Равно атмосферному

Б) Ниже Г) На вдохе выше, на выдохе ниже

3. Максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после самого глубокого вдоха:

А) Дыхательный объем В) Резервный объем

Б) Жизненная емкость Г) Мертвое пространство

4. Гуморальная регуляция дыхания связана с уровнем концентрации:

А) Кислорода В) Азота

Б) Углекислого газа Г) Оксида азота (IV)

5. Центр дыхания находится в отделе головного мозга:

А) Промежуточном В) Продолговатом

6. Ускорять или замедлять дыхательные движения можно за счет импульсов, возникающих в отделе мозга:

А) Мозжечке В) Продолговатом

Б) В коре больших полушарий Г) Среднем

7. Плевра – это:

А) Оболочка легких из эпителиальной ткани

Б) Оболочка легких из соединительной ткани

В) Внутреннее содержимое легких

Г) Внутренняя эпителиальная оболочка трахеи

8. Хоаны – это:

А) Носослезный канал

Б) Костно-хрящевая перегородка носовой полости

В) Внутренние отверстия, через которые носовая полость сообщается с носоглоткой

Г) Слизистая оболочка верхнего носового хода

9. Ворота легких – это:

А) Верхушка легких

Б) Основание легких

В) Место входа бронхов, нервов и сосудов

Г) Тонкий слой эластических волокон

10. Функция плевральной жидкости состоит в том, что она:

А) Улучшает газообмен в легких

Б) Защищает легких от микроорганизмов

В) Препятствует спадению альвеол

Г) Уменьшает трение при дыхательных движениях

Часть Б. Вашему вниманию будут представлены тесты по вышеуказанной тематике на установление последовательности, соответствия, а также множественные тесты с тремя правильными вариантами ответа.

1. Функциями носовой полости являются:

А) Очищение воздуха от пыли и микроорганизмов

Б) Газообмен

В) Согревание и увлажнение воздуха

Г) Образование звука

Д) Расположение вкусового анализатора

Е) Расположение обонятельного анализатора

2. Определите последовательность прохождения воздуха через дыхательные пути при вдохе:

А) Бронхи Г) Трахея

Б) Гортань Д) Носовая полость

В) Носоглотка Е) Легкие

4. Определите последовательность механизма выдоха:

А) Торможение центра вдоха

Б) Растяжение легких

В) Возбуждение центра выдоха

Г) В рецепторах стенок альвеол возникает возбуждение

Д) Происходит выдох

Е) Расслабление дыхательных мышц, опускание ребер

Ж) Уменьшение объема грудной клетки

5) Пищеварение. Обмен веществ.

Часть А. Вашему вниманию будут представлены тематические тесты в рамках школьной программы. Каждый тест состоит из нескольких вариантов ответа. Вам необходимо выбрать только ОДИН правильный ответ.