О тайских монахах и подаяниях. Тайские монахи

Тайланд — это королевство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь живут тайцы, а также небольшой процент представителей других народностей. Население составляет приблизительно 70 млн человек. Тут очень много людей придерживаются той или иной веры. Рассмотрим ниже все религии Тайланда с историей их появления.

Буддизм

Этой веры придерживается примерно 94 % от всего населения. И именно буддизм является гос. религией Тайланда. Интересен также и тот факт, что правитель страны обязан быть буддистом.

Регилия появилась здесь очень давно — аж в VII веке до н. э. Цейлонские монахи занимались проповедованием. Так буддизм и начал распространяться среди тайцев. А в XIII веке официально стал основной религией Тайланда. Страна до сих пор сохранила свою основную веру, лишь слегка подвергаясь влиянию других верований.

Тайский буддизм: виды, особенности, в чём его суть?

Вообще, в Азии существует два вида буддизма: хинаянский («южный») и махаянский («северный»). Второго типа придерживаются такие страны на как Китай, КНР, Япония, Тибет. А вот хинаянское разветвление есть на Шри-Ланке, в Камбодже, Лаосе, Бирме и, конечно же, в Тайланде. «Южная» ветвь буддизма появилась намного раньше «северной» и идёт практически без изменений от самого Будды, а её приверженцы придерживаются традиционных обрядов, обычаев.

Главное отличие махаянской и хинаянской ветви — отношение к Будде. При «южном» буддизме, в том числе и тайском, к нему относятся как к обычному человеку, который смог достичь нирваны, а при «северном» ответвлении его величают до божества. Другими словами, можно считать, что буддистские тайцы видят мир как единое целое, где бога как такового нет, каким его обычно представляют махаянцы или христиане, мусульмане и другие.

В основе веры лежит добродетель, а главная задача любого буддиста — достичь нирваны. Они верят также в перерождение душ, а также в то, что прошлая жизнь и поступки (хорошие или плохие) определяют, какой эта жизнь будет в последующем воплощении. В буддизме существует очень много обрядов, традиционно выполняемых в буддистских храмах. Также есть тайские монахи, живущие в этих местах либо определённое время, либо всю жизнь.

Но, помимо вышеперечисленного, религия предполагает, что жить нужно хоть и добродетельно, но без мученичества, которое очень свойственно христианству, например. Люди, придерживающиеся буддизма, имеют более простой взгляд на жизнь. Но они в то же время считают, что все плохие поступки идут от наших человеческих низменных желаний, которые следует побороть в себе, если хочется достичь нирваны или жить в следующей жизни лучше, чем сейчас. Поэтому у многих буддистов можно заметить тягу к аскетизму.

Ислам

Второй по популярности религией страны Таиланд считается ислам. Мусульман здесь примерно 4 %, а основное их скопление приходится на южную часть страны. Объясняется это соседством Тайланда на юге с Малайзией, где царит мусульманство.

Эта религия начала распространяться во второй половине XX века, когда страна начала развивать экономические и торговые отношения с арабскими странами, в том числе и с соседней Малайзией. В основном мусульмане в Тайланде — это представители других народностей и малайцы.

Христианство

Христиан в Таиланде совсем немного — от 1 до 2 % максимум. Но появилось христианство значительно ранее ислама. Религию распространяли европейские миссионеры с XVI-XVII веков. Как и в случае с мусульманами, христианства поддерживаются в основном другие народности и европейцы, проживающие в стране.

Христиане в Тайланде делятся на несколько категорий: католики, протестанты и православные. В основном больше приверженцев католицизма.

Первое упоминание о появлении католика (а именно — представителя датируется 1550 годом. Он прибыл из Гоа в Сиам. Затем в город захотел отправиться ещё один миссионер, однако внезапная смерть помешала его планам. Некоторое время спустя католицизм стали распространять прибывшие из Португалии люди. В 1567 году года двум доминиканцам удалось обратить в веру аж 1500 тайцев. Но местные язычники противились этому и убили доминиканцев. На протяжении долгого периода католикам из других стран был запрещён въезд.

Однако ближе к XVII веку это противостояние начало утихать. Первая церковь была построена в 1674-м. В 1826 году миссионерам разрешили въезд в страну, и с тех пор с начала первой половины XIX века в Тайланде начали строительство множества католических храмов, церквей, часовен.

А вот с православием получилась другая история. Оно начало распространяться только в XX веке, а на данный момент его исповедует примерно тысяча человек.

Впервые тайцы встретили русских в Сиаме в 1863 году. Под конец XIX века представители двух народностей из России и Тайланда интересовались друг другом, как представителями совсем разных культур, в том числе и в религиозном смысле. Однако, хоть русские люди и стали приезжать в Таиланд, священников среди них практически не было. Вот почему православие так поздно появилось, потому что в XX веке только построили первую православную церковь и прибыли представители духовенства.

Анимизм

Некоторые люди в Тайланде верят в духов, также у них к ним особое отношение, нежели в других странах. Это называется анимизмом. Суть веры состоит в том, что эти существа обитают везде, и их обязательно нужно почитать и «кормить». Для них делают так называемые кханпхрабхумы (санпрапумы) — это домики, в которые каждый день кладут еду, напитки и благовония. Считается, что духи подпитываются ароматами, именно поэтому людям нельзя нюхать благовония, находящиеся в этих домиках.

С этими маленькими постройками также связано очень много правил, которые нельзя нарушать, чтобы не разозлить этих невидимых созданий. Нельзя, чтобы на домик падала тень, например. И почти каждая тайская семья перед установкой обычно спрашивает совета у астролога об удачном расположении.

Эти духи окружают тайцев везде, есть злые и добрые. Злыми считаются души умерших людей, которые были настолько «плохими», что, вместо того, чтобы переродиться, стали чем-то эфемерным.

Другие верования

Также есть приверженцы других верований, которых придерживаются в основном Таких людей менее 1 % населения. К этим религиям относят:

  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • иудаизм;
  • индуизм;
  • сикхизм.

Отношение к религии

Как уже и писалось выше, большой процент людей в Тайланде придерживается того или иного верования, около 0,4 % являются священнослужителями. Всего 0,3 % общего населения считают себя атеистами.

Родители детям с раннего возраста прививают особое отношение к буддизму. Почти всех мальчиков хотя бы на два дня отправляют в монастырь, чтобы они побыли монахами.

Также религия в этой стране очень сильно влияет и на само государство. Например, тайцы никогда не допустят такого, чтобы священный религиозный (а именно пришёлся на ту же дату, что и государственный.

Тайцы также очень часто посещают буддистские храмы, во время нахождения в которых нужно соблюдать много правил. Но не страшно, если иностранец по своей неосведомлённости где-то что-то нарушил. Местные жители относятся обычно с пониманием. А такие правила поведения в священном месте есть у любой религии. В буддистских храмах, например, нельзя громко разговаривать, прикасаться руками к алтарям и статуям и многое другое.

Известные храмы

Эти постройки являются одними из самых интересных мест страны, и это наиболее яркое выражение буддизма — главной религии Таиланда. Фото не смогут описать всей красоты этих сооружений. Любому туристу, хоть один раз посетившему страну, стоит взглянуть хотя бы на один. Храмов тут большое множество, и все они красивы, но рассмотрим самые грандиозные из них.

  • Белый храм хоть и является религиозным местом, но создал его скульптор-сюрреалист, что и можно заметить по внешнему виду этого места. Оно выглядит необычно и выделяется среди своих «собратьев».
  • Храм Пещеры Тигра (Wat Tham Suea) в Краби очень большой и расположен на возвышении. На самом верху есть статуя Будды, к которой ведёт около полутора тыс. ступеней.
  • Храм Изумрудного Будды является собственностью королевской семьи и считается одним из самых популярных для туристов в Бангкоке.
  • А вот Храм Истины в Паттайе полностью деревянный. Над его постройкой работали мастера по дереву, что можно легко заметить: дерево имеет очень красивую резьбу и узоры. Он достигает в высоту более 100 метров и имеет три этажа, каждый из которых символизирует рай, ад и нирвану.

Вместо заключения

Так все же, какая религия в Тайланде? Государственной и самой популярной верой является буддизм, которого придерживается почти все население. Большинство тайцев очень религиозны, но в первую очередь считают, что важно оставаться добродетельным человеком. Существуют здесь и другие веры, но их намного меньше. Именно своим отношением к религии тайцы и отличаются от многих других народов.

Взял интервью у Питера Робинсона , автора книги «Пра Фаранг» (дословно «Иностранец-монах»). Питер долгое время был буддийским монахом, и написал о своем опыте две книги. Одна из них у меня есть, так что многое из интервью мне хорошо известно. Поэтому я переведу самое интересное + необходимое для понимания вопроса.

Источник : .
Перевод : Agenda

Некоторые иностранцы представляют себе утренний обход монахов как выпрашивание еды. У обывателей об этом иное представление?
Несомненно. Монахи не просят, и существуют правила, которые запрещают им просить что бы то ни было. Монахи просто идут по улице с чашами для подаяния, и если люди хотят предложить еду, монахи ее принимают. Если люди не предлагают еду, монахи должны оставаться голодными.

Чувствовали ли вы когда-либо себя смущенным на утренних обходах? Чувствовали ли вы себя обманщиком, или что люди не воспринимают вас серьезно?
Вовсе нет. От чего мне смущаться? Я делал то же, что делал Будда каждый день, и монахи на протяжении 2500 лет. Тайцы никогда не показывали, что не воспринимают меня всерьез, хотя моя внешность вызывала смех у некоторых иностранцев.

Я видел некоторых монахов, совершающих обход на месте пассажира на мототакси или стоящими у магазинов «7-Eleven». Я также видел, что некоторые защищают свою «добычу» от конкурирующих храмов. Так ли много тайских монахов, которые просто ищут легкой жизни или денег?
Некоторые монахи, что стоят у «7-Eleven» или где бы то ни было и просят денег или еды, совсем не являются монахами. Они — «фальшивые монахи». Полиция вместе с расследователями ищет и арестовывает их, без излишней жестокости.
Это правда, что есть мужчины, проходящие обряд посвящения ради легкой жизни, бесплатной еды и проживания, небольших денег за благословения, но есть и ленивые люди, которых можно встретить в любой сфере жизни.

(Самое интересное! ! – прим.Agenda)
Почему тайцы предпочитают давать деньги и еду монахам, а не жертвовать в благотворительные фонды или помогать беднякам?
Просто потому, что они верят, что это дает больше хорошей кармы. Однажды я возвращался с обхода с едой, количества которой хватило бы на шестерых. Женщина ждала меня у моей кути, желая предложить еще еды. Я объяснил, что у меня уже есть больше, чем достаточно, и предложил ей отнести еду в ближайший детский дом. Она посмотрела на меня, как на сумасшедшего, и сказала: «Там же нет монахов».


Я знаю, что монахи не должны трогать деньги, но какие-то расходы существуют. Что насчет счетов за электричество?
У монахов нет настоящих расходов. Счета оплачиваются монастырем из пожертвований от обывателей, монахи не оплачивают проживание. Но даже им иногда нужны небольшие деньги. Тайцы очень щедры в отношении еды на обходах, но они могут не подумать предложить вещи вроде зубной пасты, мыла и других принадлежностей. Их мне часто приходилось покупать самому, когда я был монахом.

Я часто вижу монахов на автобусах или в такси. Проезд бесплатный?
Задние сиденья общественных автобусов предназначены для монахов, проезд бесплатный. Такси и другой личной транспорт не бесплатен.

В наши дни многие иностранцы, похоже, хотят стать монахами на короткий срок. Есть ли у вас какие-либо советы для них?
Несколько лет я вел курс для иностранцев, которые хотели пройти посвящение. Многим он нравился, но это потому, что между нами не существовало языкового или культурного барьера. Я также учил более чистому виду буддизма, чем тот, которого придерживаются тайские монахи.

Чтобы получить как можно больше из этого опыта, иностранец, желающий стать монахом, должен пройти посвящение в монастыре со старшим монахом, говорящим по-английски. Тем, кто может не только объяснить правила, но и то, почему стоит быть монахом. В ином случае, это просто потеря времени. Вероятно, наилучшее место для иностранца – в международном лесном монастыре – Ват Па Наначат – на северо-востоке страны.

January 17th, 2016 , 10:13 pm

Киттисаро бхиккху рассказывает о некоторых особенностях с которыми может столкнутся, в этой стране, европейский практик. Таиланд. 2015 год.

начале несколько слов о том, что из себя формально представляет тайский буддизм. Я бы условно разделил его на три вида: городской, лесной и аскетического типа.

Городские монастыри осуществляют функцию по выполнению социального заказа в отношении буддийского мирского сообщества. При этом монахи, живущие в таких монастырях, занимаются преимущественно ритуальной стороной буддизма, т.е. проведением служб, обрядов, проповедей и пр. Причем занятость этих монахов может быть достаточно высокой, в зависимости от местоположения монастыря относительно населенных пунктов. Наличие таких монастырей и монахов обеспечивает функцию социализации буддизма.

Лесные монастыри предназначены для поддержания традиций буддийской практики. В таких монастырях главное внимание уделяют практике медитации, соблюдению правил Винаи и изучению Дхаммы. Т.е. обучение происходит целенаправленно для монахов и взаимодействие с социальной средой сведено к минимуму. Существуют лесные монастыри, как относящиеся к отдельным группам (например, монастыри линии аджана Чаа), так и обычные лесные. Наличие подобных монастырей в свою очередь выполняет функцию по сохранению самой сущности буддизма.

В особую группу я бы выделил лесных монахов-аскетов, которые, обособляя себя от других, живут поодиночке или группами в вихарах или ашрамах, посвящая свою жизнь углубленной практике.

Так в целом выглядит тайский буддизм. Многие западные буддисты, особенно те, которые только-только познакомились с Палийским Каноном, воодушевляются и преисполняются желанием бросить все и ехать в Таиланд, посвящать остаток своей жизни монашеской практике. Им кажется, что гениальная простота слова Будды, изложенная в Каноне, легко и естественно направит их по монашеской жизни, т.к. они «все поняли». Однако большинство из них вскоре или через годы оставляют монашескую жизнь и возвращаются, так как в реальности существует множество препятствий.

Я не буду останавливаться на трудностях монашеского бытия, связанных с аскезой, несмотря на то, что они являются определяющими для монаха. Но остановлюсь на препятствии, не описанном в Каноне и обусловленном конкретной средой пребывания, т.е. разнице менталитетов иностранец-таец.

Разумеется, иностранец, прибывший в чужую страну, обязан стараться соответствовать местным правилам и устоям. Тайцы в целом народ приветливый и гостеприимный, однако, есть моменты, которые, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы обратить на них отдельное внимание.

Иностранец, приезжающий в тайскую буддийскую среду, априори является «чужим» в этой налаженной, устоявшейся веками и основанной на тайском менталитете системе. Тайцы живут, думают и делают все совсем иначе, нежели мы - фаранги. Хоть Таиланд и называется страной улыбок, отношение к фарангам здесь преобладает подчеркнуто пренебрежительное и полная ассимиляция в тайском обществе для иностранца в принципе невозможна.

Эти обстоятельства были бы несущественными и решаемыми в среде практикующих монахов, если бы тайские монахи целью своей жизнью ставили высшие буддийские идеалы, как себе это обычно представляет неофит. Однако реальные цели тайских монахов и мирян на самом деле несколько иные. Главная цель тайских буддистов - заработать заслуги с тем, чтобы благоприятно переродиться в следующей жизни. Это некоторым образом подменяет буддийские понятия и обуславливает само отношение монахов к практике.

Вот тут и становится существенным такое, на первый взгляд незаметное препятствие, как разница образов мышления или менталитетов. Выражаться это может по-разному. В лесных тайских монастырях каноническая строгость вместо аутентичной аскетической практики зачастую может являться либо плодородной почвой для взращивания амбиций того или иного монаха при взаимоотношениях по принципу начальник - подчиненный, либо просто являться подходящими условиями проживания для тех, кому нравится строгий «армейский» тип жизни. При этом тайцы, в отличие от нас, фанатично придерживаются социальной иерархии, присущей тайскому обществу в целом, и являющейся для рядового тайца вполне естественной. Поэтому монаху-фарангу, которому это естественно непривычно, приходится терпеть порой буквально унижения от монахов-тайцев, которые, увы, обычно не стремятся понять особенности менталитета иностранца и пойти в чем-то на компромисс, выражая свое иерархическое или даже национальное превосходство. В городских монастырях система ценностей иная, но в целом ситуация похожая, при том, что городские монахи практикой занимаются в существенно меньшей степени и менее сдержаны в своем поведении.

Тайцы очень гордятся тем, что они тайцы, своими устоями и самобытностью. Здесь тщеславие и гордыня тайцев могут принимать порой довольно вызывающие формы. Например, монаха-иностранца даже со значительным стажем монашеской жизни, зачастую будут поучать во всех мелочах, указывать, что ему нужно делать, или подсмеиваться над ним за его спиной. Какие-либо ответственные дела, например, проведение церемоний, где должен руководить монах с большим количеством васс, тайцы доверяют иностранцам крайне неохотно и, как правило, держат их на втором плане. А иногда стараются и вовсе не брать на мероприятия, на которых миряне одаривают монахов всяческими подношениями, отдавая предпочтение своим монахам. И это с учетом того, что местных бхиккху, если те в чем-то нуждаются, обычно поддерживают их собственные семьи. Иностранцу же рассчитывать на такую помощь не приходится. При всем при этом, нагружают монахов-иностранцев обязанностями в полной мере.

Обычно иностранец, приехав в чужую страну и пройдя посвящение, испытывает сильнейшие метаморфозы и психологические страдания, связанные с кардинальной переменой образа жизни. Этот момент, увы, тоже далеко не всегда находит понимание со стороны монахов-тайцев, т.к. они живут в своей культуре, в которой практически каждый мужчина, за свою жизнь успевает побыть монахом. Иностранцам, как правило, требуется полтора-два года, чтобы привыкнуть к образу жизни монаха, тайцам же хватает двух-трех дней, чтобы почувствовать себя комфортно. Поэтому внутренние страдания такого монаха зачастую остаются без понимания и соучастия. Языковой барьер также выступает здесь как сильное препятствие для взаимопонимания. Тайцы говорят только по-тайски, а человек, который не понимает, что ему говорят, уже является потенциальным объектом для насмешек или проявления агрессии. Кроме того, западный менталитет обуславливает некоторую обособленность человека: любовь побыть наедине с самими собой. Тайцы же существа высоко социализированные, и смотрят на такое поведение обычно с непониманием и осуждением.

В целом культурные различия столь велики, что зачастую условия для практики монаха-иностранца становятся слишком неблагоприятными. В таких условиях человек начинает чувствовать себя изгоем и, даже при наличии правильной мотивации, могут возникнуть непреодолимые трудности для дальнейшей практике в тайской среде. Таким образом, при всей внешней красоте и слаженности системы тайского буддизма, для иностранцев существуют особые препятствия, которые необходимо учитывать.

Чтобы хоть как то влиться в тайское общество, иностранцу нужно научиться думать и жить, как это делают тайцы. В противном случае, в конце концов, ему придется уехать. Но здесь встает вопрос целесообразности - «для чего, и нужно ли это?». Если реальное положение вещей в системе тайского буддизма и общества не совпадает с тем, что представлялось неофиту изначально, и это не может его устраивать, то я склоняюсь к мысли о нецелесообразности подобной ассимиляции.

Тем не менее, я нахожу весьма полезной временную монашескую практику в Тайланде. Во-первых, монаху необходимо в первые годы после посвящения учиться быть монахом, и система обучения, подходящая для этой задачи, в Тайланде хорошо отработана. Во-вторых, существует возможность найти подходящее для своей возможной дальнейшей практики место, в котором описанные выше трудности будут учтены и сведены к минимуму.
.

Стать монахом – серьезный шаг в жизни любого мужчины Таиланда. В Тайланде основная часть населения примерно 95-96% людей исповедуют Буддизм. Поэтому здесь существует древняя традиция, согласно которой каждый мужчина обязан 3 месяца провести в монастыре, постигая глубинный смысл учения Гаутамы Будды.
Когда мужчине исполняется 20 лет, его постригают в монахи. Однако, если молодые юноши хотят отправиться в монастырь раньше, то они могут стать послушниками при храмах. При этом от них будет требоваться соблюдение 10 заповедей буддизма, а монахам обязательно нужно следовать 227 заповедям.

Причем то, что мужчина должен подходить по возрасту – это только одно из множества условий. Будущего монаха обязательно должны благословить родители, он не должен иметь физических или умственных изъянов и заболеваний. Люди, работающие в сфере гос служб, должны получить соответствующее разрешение у руководства организации. После этого нужно поговорить с настоятелем храма и получить его согласие.

Настоятель назначит определенный день, вычисляемый по специальным астрологическим таблицам. Перед церемонией пострига в монахи, претендент посещает дома всех родственников и просит у них прощения за все совершенные грехи и причиненные обиды и огорчения сознательные или случайные. Это необходимо, чтобы начать свою жизнь заново, очиститься от всего, что тяготит душу будущего монаха.
Само принятие в монахи чаще всего проводится в середине лета, когда народ не отягощен сельскохозяйственными работами. Только после проведенного времени в монастыре, мужчина может считаться полностью зрелым. До этого момента они не имеют права жениться, заводить детей и даже просто встречаться с таким мужчиной согласится далеко не каждая девушка, т. к. мужчина без монастыря за плечами считается несерьезным.

Тайцы считают истинно верными следующие вехи в жизни: рождение, получение знаний, монашество, семья, дети, смерть. Сама процедура становления монахом не изменилась с древних времен. Мужчине сбривают всю растительность на голове (усы, волосы, брови), одевают в белую одежду, после чего родственники относят его в храм где и проводится сама церемония вступления в монашеский сан.
С развитием технологии стало возможным и почетным фотографировать этот знаменательный момент жизни для сохранения на долгую память. После окончания церемонии, монаха одевают в желтое одеяние. Во время служения монахи изучают учение Будды, выполняют послушания и медитируют.

После окончания 3-х месяцев монах обычно спрашивает разрешения покинуть монастырь, после этого назначается самый благоприятный день для этого. Мужчина, впервые ставший монахом, должен оставаться в пределах монастыря до обряда «катхин», который проводится в течение первого месяца после того, как сезон дождей закончится.
Очень часто люди постригаются в монахи, когда испытывают душевную пустоту, сложности в жизни, усталость от серых обыденных будней. Очень часто монашество как передышку в жизни выбирают бизнесмены или политики. Однако, даже если мужчина пришел в монастырь всего на несколько дней, то ритуал посвящения в монахи беспрекословно выполняется в полном объеме.

В этой статье мы подробно расскажем про буддизм в Тайланде. Информация почерпнута из первых рук - из трёхчасовой беседы с монахом на английском, живущим в храме на тайском острове Тао.

Основы буддизма Тайланда

Начнём с основополагающих принципов , которая называется буддизм Тхеравада.

1. Три мира в буддизме.

Существует три мира: наш мир (человеческий), мир счастья (рай) и мир страданий (ад).

2. Цель жизни.

Главная цель жизни - выйти за границы этих трёх миров и оказаться в нирване, где нет смерти, болезней и страданий. Поэтому только там вечное счастье.

3. Жизнь после смерти в тайском буддизме.

После этой жизни можно попасть либо в рай, либо в ад, либо переродится заново в нашем мире. В ад идут те, кто совершал дурные поступки. Например, если человек был жадным, то он становится голодным духом или демоном, если глупым и невежественным, то рождается в теле животного.

В нашем мире перерождаются те, кто вёл нравственную жизнь, которая состоит из 5 принципов: не убивать, не красть, не обманывать, иметь интимные отношения только с женой, не принимать одурманивающих веществ (наркотики, алкоголь). На вопрос, почему буддизм Тайланда не запрещает курить монахам, был дан такой ответ: «Это способствует контролю над умом и концентрации (что важно для достижения нирваны), но делает тело больным, поэтому каждый выбирает сам - курить или нет. А вот алкоголь, наоборот, мешает этому».

Достичь нирваны могут не только монахи, живущие в храме, но и все остальные. Просто в храме это сделать легче, т.к. соответствующая атмосфера, а дома отвлекаешься на повседневные обязанности и меньше времени уделяешь медитации и концентрации.

Рай бывает разный. Если человек медитировал и концентрировался на удовлетворении своих чувств (при этом соблюдая 5 вышеописанных принципов), то в следующей жизни он попадает в рай, где будут удовлетворены все его потребности.

Если же он медитировал на бесформенное, то в следующей жизни он получает только тонкое тело, а не грубое. В тонком теле можно жить очень долго, но оно тоже умирает, поэтому это несовершенство.

Главное же совершенство жизни - выйти за пределы трёх миров, стать подобным Будде и жить вечно. Это заветное желание каждого последователя буддизма в Тайланде.

4. Кармический закон.

Главный закон во всех трёх мирах - это закон кармы, который проще всего выразить словами - «что посеешь, то и пожнёшь». Если человек совершает добрые поступки, то и получает добро, а если злые, то жизнь его становится всё хуже. Но они разделены по времени и ответная реакция на добро и зло может прийти через десяток лет, а то и в следующей жизни. Но одними только хорошими делами нирваны не достигнешь, для этого нужны дополнительные усилия.

5. Будда.

Будда - это великий Учитель, познавший всё. Он находится в нирване, за пределами этого мира. Он не является Богом, т.к. согласно тайскому буддизму Тхеравады, Боги живут в Раю в тонких телах и являются просто высшими существами, которые как и человек подвержены смерти (хотя и живут неизмеримо дольше).

Как достичь нирваны согласно тайскому буддизму

Тайский буддизм предлагает два способа, достичь нирваны. Первый - для монахов, а второй для обычных людей. В первом случае путь будет быстрым, а во втором человек будет идти к нирване мелкими шажками.

Для монахов следует соблюдать более двухсот моральных принципов (в том числе и те 5, что описаны выше), изучать книги, практиковать концентрацию (например, следить за дыханием) и випасану. Випасана - это техника медитации, которая позволяет понять, что страдание происходит от двойственности этого мира (например, связка добро-зло, хорошо-плохо), а значит нужно растождествиться со всем.

Обычным людям для достижения нирваны предписывается следующее (в буддизме Тайланда):

  • соблюдать 8 заповедей буддизма. Не убивать, не красть, не лгать, не принимать интоксикаций, полностью отказаться от секса, не есть после полудня, не спать на больших и шикарных кроватях и не сидеть на больших креслах, отказаться от мирских развлечений, типа танцев и шоу.
  • быть щедрым, т.е. больше давать, чем брать. Самым лучшим считается подношение монахам, так как они могут дать благословение. Поэтому неудивительно, что в Тайланде многие местные жители дают монахам еду и одежду, когда те по утрам проходят по улицам. Тут очень важно с каким умонастроением делать дары. Если отдаёшь только потому, что этого требует религия и совсем не хочешь на самом деле делиться своим добром, то отдачи от такого подношения практически не будет. А вот если от души и с удовольствием, то добро вернётся к вам в ещё большем количестве. Умонастроение в этом деле очень важно.
  • заниматься концентрацией и випасаной.

В заключении беседы было задано несколько дополнительных вопросов о том, что так или иначе связано с буддизмом Тайланда.

Вопросы монаху про буддизм в Тайланде

Какой распорядок жизни в храме? Что монах должен делать каждый день?

Нет строгого распорядка. Будда завещал только две вещи - изучать его учение и практиковать медитацию. Всё остальное не так важно. Обычно день начинается так. С рассветом (примерно в 6 утра) все монахи отправляются босиком за ворота храма. Они идут молча по улице, ни с кем не заговаривая и никого ни о чём не прося. В это время желающие могут дать им еды. Примерно в 7:30 все возвращаются обратно в храм, где начинается завтрак. Обед бывает до полудня. Ужина нет (после полудня можно пить только воду).

Почему монахи едят мясо, ведь это убийство животных?

Тут важно с каким настроением есть. Если с настроением - о какое вкусное мясо, то это будет мешать пути в нирвану, а если со спокойным настроением, не наслаждаясь пищей, то это не будет мешать.

Что говорит буддизм в Тайланде о домиках духов, которым поклоняются многие тайцы?

Сделаны для добрых духов, которые были в прошлом очень благочестивы и в этой жизни поднялись на ступень, выше человеческой. Будда говорил, что им надо оказывать уважение, но ни разу не упоминал, что для этого надо строить им домики. Это уже чисто людская фантазия, поскольку человеку легче выражать почтение и приносить дары чему-то осязаемому, чем делать это в уме. Вот они и придумали строить домики. Но это доброе дело, так как приучает людей давать, а значит создаёт хорошую карму. Но подношениями духам нирваны не достигнешь.

Все ли тайцы знают основы буддизма, учат ли этому в обычных школах?

Нет, буддизму в Тайланде не учат. Поэтому многие тайцы имеют лишь поверхностное, а иногда даже искажённое представление о религии Таиланда.

О чём думают тайцы, когда склоняются в поклонах перед статуей Будды в храме. И правильно ли молиться Будде?

Поскольку Будда Учитель, а не Бог, то ему следует выражать глубочайшее почтение, а не просить о чём-то. Правильно делать три поклона. Первый - это выражение почтения непосредственно Будде, второй - его учению, а третий - всем его последователям, которые следуют пути буддизма Тхеравады.

Если человек, кланяясь Будде, будет думать - дай мне то, дай мне это, то это неправильно. Это говорит лишь о том, что у него искаженное представление и буддизме Тайланда. К сожалению, некоторые тайцы именно просят у него что-то, а не выражают почтение.

Часто можно слышать, что монахов нельзя фотографировать. Это правда?

Нет, неправда. Если вы с почтением и уважением относитесь к монаху, то нет проблем, чтобы сфотографироваться с ним. С другой стороны, если вы не уважаете монаха и хотите его сфотографировать только как диковинку и экзотику, чтобы потом показывать своим друзьям, то он может отказаться.