Смогу ли я убить «Я»? или Где живет cознание. Мозг и Сознание

СОЗНАНИЕ И МОЗГ

Сознание – это функция человеческого мозга. Сознание-это высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Человек осознает не только окружающий мир, но и себя самого. П.В.Симонов в характеристике сознания подчеркивает, что это знание, которое с помощью слов может быть передано другим членам общества. Осознать – значит передать свои знания другим. Все, что не может быть сообщено другим, еще не осознано. Ученые считают, что появление сознания связано с появлением и развитием речи. Это вербальная теория сознания. Она подтверждается нейрофизиологическими данными. Невозможность выразить словами чего-либо означает отсутствие осознания этого явления. Восстановление сознания после комы у людей проходит несколько стадий. Сначала – открывание глаз, затем фиксация взгляда на знакомых лицах, потом понимание речи и, последнее, собственная речь. Было установлено, что у больного только на стадии понимания речи восстанавливаются характерные связи между моторно-речевыми зонами левого полушария и другими зонами коры на частоте альфа- ритма.

Для осознавания любого внешнего стимула необходима активация связей между чувствительными зонами коры (слуховой, зрительной и др.) и моторным центром речи. Эта неспецифическая активация осуществляется через таламические структуры. Ученые выяснили, если длительность эл.импульса менее 500мсек, то он не осознается.Если больше, то стимул осознается. Кропотов и др. установили, что опознание букв и цифр в трудных условиях наблюдения происходит, если реакция нейронов длится не менее 300мсек. Костандов в опытах предъявлял слова с экспозицией 15мсек, они были неосознаваемые, при этом вызванные потенциалы регистрировали и в затылочной и других зонах коры. При осознаваемых словах импульсы возникали только в затылочной доле. Т.О. выяснили, что при осознаваемых сигналах (раздражителях) возникает локальная активация корковых нейронов, а при неосознаваемых стимулах активация коры более слабая и диффузная. Установлено в опытах, чтосознание связано сфункциями доминантного речевого полушария.

Неосознаваемые психические процессы широко распространены в нашем мозге и психике. в целом. П.В.Симонов разделяет их на 2 группы:

1.Подсознание - это информация, навыки, нормы и все, что ранее было осознано и вновь может стать осознаваемым при определенных условиях. Это автоматизированные навыки игры на инструментах, вождение, катание на коньках, лыжах, мотивационные конфликты. Подсознание охраняет человека от излишних энергозатрат, защищает от стресса.

2. Сверхсознание или интуиция, связана с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание- источник открытий. Нейрофизиологическая основа интуиции – трансформация следов памяти и образование из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. За сознанием остается функция отбора гипотез на основе анализа. Развитие сверхсознания определяется доминирующей потребностью. Сверхсознание лежит в основе открытий, художественных произведений, образов.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВНД ЧЕЛОВЕКА

Давно замечено, что разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по- разному. Были выделены общие типы поведения. Греческий врач Гиппократ и др ученые арабско-персидской медицины признавали четыре стихи природы: воздух, вода, огонь, земля и соответственно в организме человека выделяли 4 жидкости, или материи: кровь, желчь, черная желчь и слизь. Смесь этих жидкостей определяет поведение, своеобразие человека. По гречески смесь – temperamentum, Отсюда классификация индивидов была названа классификацией темпераментов.Павлов создал учение о типах ВНД, в основу которого положил свойства ЦНС….

ТЕМПЕРАМЕНТ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

4 типа темперамента определяют 4 типа поведения, поэтому ТМП – это категория поведенческая. ТМП – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. ТМП не характеризует содержательную сторону личности – взгляды, убеждения, интересы. Содержательная сторона личности связана с характером. ТМП характеризует энергетический уровень поведения: его интенсивность, скорость, темп, Выделено много свойств ТМП – импульсивность, тревожность, эмоциональная возбудимость, реактивность, сила эмоций. Однако, важнейшими характеристками поведения считаются общая активность и эмоциональность. Активность , по Я.Стреляу, - это проявление энергетического уровня поведения. Активность ТМП коррелируется с силой и уравновешенностью нервных процессов. Эмоциональность проявляется в тревожности, возбудимостьи, силе эмоций. И проявляется в вегетативных реакциях и ЭЭГ.

Свойства ТМП устойчивы. Человек не может быть то холериком, флегматиком. Трудно переделать свой темперамент, но целенаправленные воздействия среды, воспитания, волевых усилий могут привести к изменеиям формально- динамических особенностей поведения.

ТМП – это результат взаимодействия 2-х факторов- наследственности и среды. Люди и животные могут быть разделены на активных и пассивных. Среди крыс провели разделение на активных и пассивных и через несколько поколений получили чистые линии: активных и пассивных с, в основе лежала разная двигательная активность. У людей аналогично.

Изучали наследование активности ТМП с помощью близнецового метода. Различия в ТМП у однояйцевх близнецов должны быть меньше, чем у просто родственников(другие братья сестры). Было доказано, что сложные движения, прохождение лабиринта, тонкие движения кистей наследственно обусловлены. И индивидуальный темп выполнения самых разных действий такжеконтролируется, в значительной степени, генотипом.

В связи с тем, что многие свойства ТМП обусловлены наследственностью- генотипом, то ТМП относительно устойчив и должен мало поддаваться воздействиям воспитания и среды.Мнение, что в процессе воспитания ТМП может быть преобразован, ошибочно и изменение его маловероятно. Воспитание_ среда изменяют лишь привычки, навыки. А это создает видимость изменения ТМП. Правильное воспитаниеозначает направленное формирование у данного человека тех навыков, привычек, котрые соответствовали бы его ТМП и сглаживали природные недостатки ТМП. При хорошем воспитании поведение человека или животного не является показателем его природного ТМП.

Пример, пассивно- оборонительная реакция (трусость) может сочетаться с любым типом ВНД собаки. Ноу собак слабого типа она встречается намного чаще (16 из 17). А среди 34 собак сильного типа только в 19 случаях.

ТМП ребенка оказывает со своей стороны влияние на воспитание его родителями.С момента рождения ребенка(спокойный, крикливый, упрямый..) особенности его темперамента провоцируют определенное поведение родителей. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и влияют на формирование личностных качеств и качеств характера ребенка. Т.О. темперамент ребенка изменяет, модифицирует направленные на него воспитательные воздействия окружающих. Т.о., среда действуеи на ребенка опосредованно через свойства его темперамента.

Изменения свойств н.с., которые происходят в детстве, это не результат воспитания, а рез-т созревания Н.С. До 6 лет у детей слабые процессы возбуждения, неуравновешенность процессов с преобладанием возбуждения над торможением.Затем наступает уравношенность и развитие процессов торможения и регуляции.

Таким образом, индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельностии поведении, зависят от наследственности и среды, т.е.от его жизненного опыта, полученного в результате воспитания и обучения. Индивидуальность, личность человека – это единство природного и социального.

Важное значение для обучения имеет выделение природных задатков способностей. Теплов Б.М. дает такое определение способностей – это такие индивидуально-психологические особенности, которые влияют на успешность выполнения той или иной деятельности. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. Общими способностями являются работоспособность, активность, гибкость мышления, саморегуляция и т.д. Для специальных способностей образуются сложные системокомплексы. Например. музык. Способности.

Индивидуальность человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. Павлов считал, что наилучшие шансы у сангвиника и флегматика. Однако, разные виды деятельности предъявляют разные требования к свойствам человека и в этом успешность профориентации молодежи.

Интерес к взаимосвязям сознания и мозга возник давно. Для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он в известной мере традиционен. Однако долгое время решение столь сложной проблемы считалось делом отдалённого будущего. Понимание того, что исследование проблемы сознания - насущная задача сегодняшнего дня, пришло к физиологам сравнительно недавно: быстрый прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам. Прорыв в данной области был во многом связан с появлением методов «изображения живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга. Новейшие приборы позволили увидеть на экране дисплея, какие зоны активизируются при выполнении различных задач, требующих умственного напряжения, а также с большой точностью определять локализацию поражения при заболеваниях нервной системы. Учёные обрели возможность получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.

Особенностью психики человека является осознанность многих процессов его внутренней жизни. Сознание - функция человеческого мозга. Эволюционно-эпистемологическая трактовка сознания может быть дополнена нейрофизиологическим компонентом, позволяющим определить этот феномен как способ существования нейронных систем, в процессе реализации которого поддерживается относительная произвольность реакций (степеней свободы) отдельных нейронов и/или их комплексов, отражающая произвольность внешней (по отношению к нервной системе) среды. Большинство исследователей являются сторонниками вербальной теории сознания. Они говорят о решающей роли речевой деятельности в феномене сознания. Эти взгляды подкрепляются нейрофизиологическими данными. Отсутствие словесного отчета об условной реакции означает отсутствие её осознания. Для осознания любого внешнего раздражителя решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Оптимальные условия осознанного восприятия обеспечиваются включением механизма избирательного внимания. Избирательность внимания обеспечивается за счёт того, что ненужная информация хотя и воспринимается, но затем передача сведений на структуры гиппокампа блокируется. Таким образом, мысль о важной роли памяти в возникновении субъективного опыта получает в исследованиях внимания дополнительное подтверждение.

Г.В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону, т.е. зону подпороговых раздражителей, на которые можно выработать условные рефлексы, но которые, однако, не будут осознаваться испытуемым. Таким образом, на неосознаваемом уровне возможна условно-рефлекторная деятельность, хотя и в достаточно узкой зоне, вблизи субъективных порогов. Открытие функциональной асимметрии мозга подчеркивает связь сознания с функциями доминантного речевого полушария. Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление получило название функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психических функций. Сегодня известно, что левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций. Правое полушарие выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне. Необходимо также подчеркнуть, что специализация полушарий происходит в процессе индивидуального развития человека. Исследование возможных механизмов сознания в связи с функциональной межполушарной ассимметрией мозга привело к представлению о некотором межполушарном распределении функций сознания. Так, вербальное сознание представлено в доминантном (левом у правшей) полушарии, а чувство «Я» (самооценка, самосознание) - в субдоминантном (правом у правшей). Поэтому правополушарные поражения приводят к личностным нарушениям, а левополушарные - к речевым.

Левому полушарию приписывают также функции «интерпретатора» мотивов и поступков правого полушария, даже если эти мотивы ему неизвестны; в этом случае, естественно, интерпретации могут быть ошибочными.

Односторонние поражения полушарий приводят к различающимся нарушениям сознания у левшей и правшей в зависимости от особенностей их межполушарной асимметрии. В связи с этим вводится термин «асимметрия сознания». Так, поражение правого полушария у правшей характеризуется приступообразным игнорированием левого пространства, возникновением переживаний далекого прошлого (например, детства); поражение же левого полушария приводит к потере речи и понимания, провалам в памяти, неадекватным поступкам (с последующей амнезией), проявлениям сумеречного сознания, автоматической неосознанной деятельности. Нарушение сознания у левшей в подобных ситуациях менее дифференцировано, более разнообразно и не так жестко связано со стороной поражения.

При нормальном же состоянии мозга ведущая роль в оценке ситуации, вынесении суждения и принятии решения принадлежит доминантному (чаще левому) полушарию, хотя и субдоминантное полушарие участвует в этих операциях на подсознательном уровне.

Важным свойством сознания представляется способность удерживать в голове последовательность происходивших событий и произвольно извлекать их из недр памяти.

Последние десятилетия ознаменовались прорывом в исследовании их мозговых механизмов. Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В сохранении в памяти последовательности событий важную роль наряду с гиппокампом играет лобная кора. В ней можно выделить три группы нейронов: одни реагируют на действующий сигнал, другие сохраняют его след до того момента, когда необходимо дать поведенческий ответ, и, наконец, третьи включают ответную реакцию.

Подведём итог представлениям о наиболее вероятных механизмах сознания. Сопоставление вновь поступившей информации с прошлыми переживаниями определяет содержание сознания как постоянную корректировку личного опыта и того, что можно назвать чувством внутреннего «я». В основе сознания лежит идея обновления, придающего жизни её высший смысл и определяющего постоянное стремление человека к новизне.

Изучение литературы показало, что вопрос о тесной связи мозга и сознания остается открытым. Ученые, стоящие на «монистических» позициях, работающие в нейронауках, полагают, что ключ к разгадкам механизмов психики и поведения лежит в изучении нейронов, нейронных сетей, функциональном картировании мозга. Однако такой подход не единственный из возможных.

Научно доказано, что сознание всегда связано с перечисленными ниже протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них:

  • 1. сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только человеку;
  • 2. стержнем сознания, способом его существования является знание;
  • 3. труд развивает сознание;
  • 4. речь (язык) формируют сознание;
  • 5. сознание является функцией мозга;
  • 6. сознание многокомпонентное, но составляет единое целое;
  • 7. сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Таким образом, деятельность мозга и деятельность сознания неразрывно связаны.

сайт - Роль мозга как источника сознания и мышления ставит под вопрос нейрофизиолог, академик РАН Наталья Бехтерева. В своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» она пишет: «Углубление в исследования мозга, в том числе на основе принципиально новых, сейчас еще не созданных технологий, может дать ответ на вопрос, существует ли мозговой код мышления. Если ответ (окончательный!) будет отрицательным и то, что мы наблюдаем, не является кодом собственно мышления, тогда перестройки импульсной активности, соотносимые с активированными при мыслительной деятельности зонами мозга, - своего рода «код вхождения звена в систему». При отрицательном ответе надо будет пересматривать и наиболее общие и наиболее важные позиции в проблеме «Мозг и психика». Если ничто в мозге не связано именно с тончайшей структурой нашего мышления, тогда какова в этом процессе роль мозга? Только ли это роль «территории» для каких-то других, не подчиняющихся мозговым закономерностям, процессов? И в чем их связь с мозгом, какова их зависимость от мозгового субстрата и его состояния?».

В то же время научно доказано, что сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Головной мозг — это жизненно важный орган. Даже его ничтожные повреждения могут нанести человеку серьёзный вред, вызвать потерю сознания, амнезию, расстройство психики. В то же время в медицинской практике засвидетельствованы случаи тяжелейших повреждений мозга, в том числе врожденных пороков вплоть до отсутствия мозга, при которых однако, человек продолжал жить и нормально функционировать.

В медицинской практике засвидетельствовано достаточно случаев о людях, живущих без мозга, которые заставили пересмотреть принятые догмы в нейрофизиологии.

Случаи из практики

Существует свидетельство 16-го века о мальчике без мозга. Мальчик, скончался спустя 3 года после тяжелой травмы черепа. При вскрытии у него не нашли мозга.

В ХIХ веке профессором Хуфландом (Германия) был подробно описан и задокументирован удивительный случай. Ему довелось производить вскрытие черепной коробки очень пожилого человека, который умер в результате паралича. До самых последних минут больной сохранял свои умственные и физические способности. Результат привел профессора в крайнее замешательство: вместо мозга в черепе умершего оказалось 28 граммов воды.

В 1940 году доктор Аугусто Итуррича в своём докладе на заседании Боливийского Антропологического общества рассказал о 14-летнем мальчике, который лежал в его клинике с диагнозом «опухоль в мозгу». Пациент сохранял сознание и находился в здравом уме до самой смерти, только жаловался на сильную головную боль. Во время вскрытия врачи пришли в крайнее изумление. Вся мозговая масса была отделена от внутренней полости черепной коробки и выглядела давно сгнившей. Кровь к ней не имела доступа. Иными словами, у мальчика просто не было мозга. Для медиков осталось загадкой нормальное функционирование сознание мальчика.

1980 год. В американском журнале «Наука» была представлена статья в которой описывался интересный случай не менее предыдущего, Молодой студент обратился в больницу с легким недомоганием. Врач обследовавший студента обратил внимание на превышающий нормы, объём головы. В результате сканирования у студента, как и у клерка, обнаружили гидроцефалию, но уровень его интеллекта во много раз превышал норму.

В 2002 году девочка из Голландии пережила тяжелую операцию. Ей удалили левое полушарие мозга, в котором, как до сих пор считается, находятся речевые центры. Сегодня же ребенок поражает врачей тем, что прекрасно освоил два языка и изучает третий. Доктор Йоханнес Боргстайн, наблюдающий маленькую голландку, говорит, что он уже посоветовал своим студентам забыть все нейрофизиологические теории, которые они изучают и еще будут изучать.

В 2007 году в Британии один из медицинских журналов написал статью под названием «Мозг клерка». В ней рассказывалась абсолютно фантастическая история клерка-француза, обратившегося за медицинской помощью. У 44-летнего жителя Марселя болела нога. В результате долгих обследований с целью найти причину недуга, врачами была назначена томография (сканирование головного мозга), в результате которой врачи обнаружили, что клерк не имеет мозга, вместо мозговых клеток, основной объем в его голове занимает спинномозговая жидкость. Гидроцефалия или (водянка головного мозга) известное явление в медицине, но то, что клерк с таким заболеванием вполне нормально функционировал и его IQ ничем не отличалось от IQ нормального человека, поразило медиков.

Еще один случай, американец по имени Карлос Родригес после несчастного случая живет практически без мозга. У него удалено больше 60% головного мозга, однако это не отразилось на его памяти и когнитивных способностях.

Приведенные факты, заставляют ученых признать факт существования сознания независимо от мозга.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают к примеру, исследования, проведенные голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует», - заявляет руководитель исследования Пим ван Ломмель.

Органом, координирующим и регулирующим психическую деятельность человека, является головной мозг. Все движения, чувства, желания и мысли людей связаны с работой мозга и если его функционирование нарушается, это сказывается на состоянии человека: утрачивается его способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.
Головной мозг представляет собой симметричную структуру, состоящую из двух полушарий, поверхность которых покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры - наружного слоя мозга. Сзади расположен мозжечок, а ниже больших полушарий находится ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг новорожденного человека весит в среднем 0,3 кг, а взрослого - 1.5 кг. Хотя это и составляет примерно 2,5% вес тела, к мозгу постоянно поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно - кислорода. Человеческий мозг содержит около 10 миллиардов нервных клеток, которые посылают импульсы другим клеткам через особые контакты - синапсы. Каждую секунду через синапсы проходят миллионы импульсов: это основа наших мыслей, чувств, эмоций и памяти.
Важная роль головного мозга в функционировании психики, дает повод к появлению учений, полагающих, что мозг продуцирует, вырабатывает сознание и что именно в строении и особенностях головного мозга кроется загадка сознания. В XIX веке немецкий ученый Вагнер попытался доказать зависимость между гениальностью некоторых людей и особенностями их головного мозга. Его ждало разочарование: по внешним признакам строения головного мозга невозможно что-либо сказать определенное о личности. У И.С.Тургенева мозг весил 2000 грамм, а у Анатоля Франса - 1000 грамм. Луи Пастер в возрасте 46 лет перенес кровоизлияние в мозг, значительно разрушившее правое полушарие. И все же он активно жил и работал еще 27 лет.
Механизм работы мозга давно выявлен и может быть пояснен с помощью простого примера. Когда мы берем пальцами ручку, лежащую на столе, свет, отраженный от ручки, фокусируется в хрусталике глаза и передается на сетчатку, где возникает изображение ручки. Затем оно воспринимается соответствующими нервными клетками, передающими сигнал в чувствительные ядра головного мозга, расположенные в зрительном бугре (таламусе). Там, в свою очередь, активизируются многочисленные нейроны, реагирующие на распределение света и темноты. В затылочной доле полушарий головного мозга расположена первичная зрительная кора. Импульсы, пришедшие в неё из таламуса, в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между ручкой и столом, другие - на углы в изображении ручки и т.д. Из первичной зрительной коры информация поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образа ручки. Это распознавание основывается на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов. На стадии планирования движения, в данном случае взятия ручки, двигательные нейроны, расположенные в лобной части головного мозга, отдают команду мышцам руки и пальцев. Приближение руки к ручке контролируется зрительной системой. Когда мы берем ручку в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили ручку и каким должно быть усилие, чтобы её удержать. Если мы захотим написать ручкой свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.
Таким образом, выполнение простейшего действия связано с довольно сложной работой мозга. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.
В XIX веке были популярны материалистические концепции, пытающиеся свести сознание к мозговой активности человека. Немецкий врач и естествоиспытатель Людвиг Бюхнер настаивал на том, что сознание тождественно физико-химическому движению вещества мозга. Его соотечественник Якоб Молешотт сравнивал мысль с движением света и утверждал, что сознание имеет физиологическую природу. Карл Фохт в "Физиологических письмах" писал о том, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени". В соответствие с этими взглядами, получившими название "вульгарного материализма", сознание есть ничто иное, как подкласс физических процессов, протекающих в мозгу.
В ХХ столетии, на волне достижений в таких отраслях науки, как физиология, психология, математическая логика, нейробиология и кибернетика, в западной философии появилось течение, названное "научным материализмом". Основная его проблема - соотношение материи и сознания, которая решается в традициях материализма XIX века. То есть, все психические явления сводятся в "научном материализме" к физиологическим процессам. Однако степень жесткости такого сведения, различается в зависимости от научной специализации представителей "научного материализма". В этой связи выделяют следующие его разновидности:
"Редуктивный" материализм (от лат. reductio: возвращение, отодвигание назад) сводит психические явления, состоянии и процессы к подклассу физических явлений, состояний и процессов.
"Элиминативный" материализм (лат. eliminare - выносить за порог, выгонять) считает, что сознание есть ничто иное, как мозг, который выступает в качестве посредника внешних или внутренних для организма стимулов и моторных, эмоциональных и идеальных реакций человека. Психические процессы (и сознание в том числе) - это то, что возникает в человеке в результате воздействия определенных стимулов. Один из представителей "элиминативного" материализма австралийский философ Дэвид Армстронг предложил теорию, в которой психические явления трактуются как формы языкового описания нейрофизиологических процессов.
"Кибернетический" материализм предлагает рассматривать психические явления как абстрактные функциональные свойства и состояния живой системы по аналогии с функционированием ЭВМ.
"Эмерджентный" материализм (от англ. Emergence - возникновение, появление нового) допускает самостоятельность психики и сознания в качестве атрибутов материальной субстанции. Так, аргентинский философ и физик Марио Бунге считает, что психика является системным свойством нейронных структур мозга, а американец Джозеф Марголис полагает, что сознание является неотъемлемым свойством материи, которое в процессе эволюции приобретает культурные свойства.
Успехи современной науки в объяснении механизмов функционирования головного мозга человека, нашли воплощение в стремительном развитии кибернетики. Современное производство и повседневная жизнь людей немыслимы без "умных" машин и устройств, облегчающих труд человека или заменяющих его. Это дало повод для утверждений, что в перспективе возможно создание "искусственного сознания", ничем не отличающегося от человеческого сознания. С философской точки зрения, почвой для этих утверждений является неверная трактовка связи между сознанием и мозгом.
Философия считает, что высокоразвитый мозг человека является одной из предпосылок формирования и функционирования сознания. К другим предпосылкам, не менее важным, чем развитый мозг, относятся социальное окружение, язык и труд.

Показывая очередную съемку «от» и «до» я радуюсь чувствам молодых и предлагаю зрителям расширить свое понимание себя, своих чувств, и других людей. Сопровождающим фотографии тестом пойдет лекция «Сознание и мозг». Надеюсь, что мои труды по переводу лекции в текст кому-то принесут радость. Надеюсь, что я не одинок в своем интересе к научно-популярным материалам.

Честная правда о местах для свадебных фотосессий в 2015-20 г.г.

Многое изменилось за последние годы. Популярные в интернете списки «мест для свадебных фотосессий» потеряли всяческую актуальность. Причина в том, что Москва преобразилась. Улицы стали более «европейскими», пусть и с налетом «новодела». Исчез разбитый асфальт, появились широкие тротуары. Теперь устроить прогулку можно практически везде.

Добавлю, что значительная часть отелей, начиная от Метрополя и Украины будут рады предоставить возможность фотосессии в своих роскошных фойе и залах в благодарность за внимание к их услугам. Также множество лофтов и студий рады молодоженам. Но, возможно, смотреть на дело выбора локации и более традиционно.

Логично рассматривать места по территориальному принципу. Избегайте ездить в Архангельское из Подольска. В день свадьбы логичнее отдаться эмоциям, и избежать пробок.

Если непременно хочется сделать фотографии в каком-то совсем далеком месте, то возможно договориться с фотографом, взять друзей и поехать, например, через месяц — после свадебного тура. Это будет интересно, и без суеты.

Итак, вопрос «куда ехать?» сегодня вытеснен другим, более важным, знакомым всем по В.Р.Л.

«Что делать?»

На это ответить должны вы. Да, любое свадебное агентство предложит готовые рецепты, сценарии и сюжеты, которые все есть в тырнетах. Придумывайте что-то свое. Меньше трат на банальщину — больше креатива! Такой подход и будет трендом 20-ых годов.

Может быть выпустим шары у Неизвестного солдат? или съедим бутерброды/торт/свадебныйпирог на Ред Сквеа? или сыграем партию в бадминтон у ЛенинскойБиблиотеки? или покатаемся на каруселях или устроим фотосессию в каком-то музее? Или на коньках/роликах покатаемся? Или лыжи/летниелыжи? Или коптер запустим? Или у нас будут кони? Или мотоциклы? Или деревья посадим? Или …ааа.. свадебный фотограф умолкает.